Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика как наука. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада




Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада

Со времен Эпохи Возрождения и даже античной древности (Платон, Аристотель) развиваются педагогические теории, от­личающиеся от рассмотренной выше своей практической на­правленностью и понимании ведущих целей воспитания. Наибо­лее завершенный вид они получили в наше время. Среди выдви­гаемых в этих теориях целей можно выделить следующие:

Воспитание гражданина. Целью воспитания должно быть фор­мирование чувства гражданской ответственности, уважения к за­кону. Результатом воспитания является освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязан­ностей гражданина.

Воспитание с целью самореализации личности. Эта цель ставит­ся в качестве противовеса политике стандартизации личности, усреднения мышления и поведения, подавления индивидуально­сти. Каждый человек должен развиваться как неповторимая лич­ность, индивидуальное должно преобладать в нем над обществен­ным, гражданским. Поэтому целью воспитания должно быть соз­дание условий для реализации природных задатков воспитанника, развития его индивидуальности.

Воспитание гуманистическое. Воспитание должно преследо­вать цель формирования и развития гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанав­ливать контакты с другими людьми. Не конфронтация, не кон­фликты, а сознательное партнерство - вот что должно быть ори­ентиром для воспитателей и воспитанников в воспитании.

Воспитание с целью обеспечения выживания. Истощение при­родных ресурсов, загрязнение окружающей среды (воздуха, во­ды, почвы) ставит человека в исключительные условия, когда в результате деятельности людей их жизнь на Земле может стать невозможной. В этих условиях целью воспитания должно быть объединение всех людей для защиты жизни на Земле, подготовка каждого человека к пониманию целей деятельности других, к сотрудничеству с ними, взаимопониманию во имя общей цели -сохранения жизни на Земле.

В главе I упоминалось о том, что К.Д.Ушинский считал целью воспитания подготовку к труду, в котором человек обретет сча­стье. В начале XX в. в российской педагогике популярной была идея воспитания с целью подготовки к служению истине, добру и красоте. Есть и другие цели.

Нужно ли учитывать эти и другие разнообразные цели? Какую из них следует избрать в качестве ориентира в практической дея­тельности?

В ответе на первый вопрос следует подчеркнуть, что каждая из указанных целей имеет достаточно глубокое обоснование. Для определенных условий или в качестве составной части об­щего идеала та или иная цель, безусловно, актуальна. Это отно­сится к целям и воспитания гражданина, и воспитания для вы­живания, и подготовки к труду как источнику и основе счастья, ко всем другим. Поскольку же под условиями для воспитания мы понимаем и особенности воспитанника (т.е. сочетание внешних условий и внутренних, индивидуальных особенностей восприятия индивидом этих внешних условий), то, естественно, знание различных подходов к формированию общей цели вос­питания имеет для воспитателя большое практическое значе­ние.

Отвечая на второй вопрос, отметим: из всех названных целей наиболее полно интересам человека и общества отвечает цель всестороннего и гармоничного развития личности. Обусловлено это как вышеназванными причинами, так и тем, что она являет­ся условием для реализации всех остальных целей воспитания: всесторонне развитый человек в наибольшей мере отвечает тре­бованиям к нему как к гражданину, он быстрее и лучше найдет себе любимую работу для личного счастья, будет подготовлен к выживанию в самых экстремальных условиях и т.д. Именно по­этому во всех развитых странах сейчас неуклонно растет уровень общего среднего образования, которое получают до 90-98% мо­лодых людей в течение 10-12 и более лет ученической (школьной) жизни. В содержание их общего образования вклю­чается все больший объем знаний о природе и обществе и, что не менее важно, умений и навыков применения знаний, общения с людьми других национальностей, религиозных верований и убеждений.

 

Оглавление

Педагогика и ее основные категории

Функции и задачи педагогики

Этапы развития педагогики

Объект и предмет педагогики

Система педагогических наук и связь с другими науками




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.