Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование у воспитанника научного мировоззрения




Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания

Система целей воспитания

Ответ на поставленные выше вопросы заключается в том, что наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна сущест­вовать в воспитании еще индивидуальная цель для каждого воспи­танника. У каждого человека свои возможности, свои устремления, своя судьба. Но тем не менее он - член общества, и его подчинен­ность обществу, зависимость его благополучия от его обществен­ного положения факт неоспоримый. Поэтому гармоничное сочета­ние общей и личной (индивидуальной) целей есть важное условие ре­шения проблемы цели воспитания в педагогике.

Кроме того, конкретная цель деятельности воспитателя (учителя) в структуре своей содержит ряд частных целей (задач): цель изучения курса, крупного раздела учебной дисциплины, цель отдельного занятия, урока, воспитательного мероприятия.

Таким образом, мы имеем дело с системой целей, с определен­ной иерархической структурой:

- общая цель воспитания;

- цель воспитания детей определенного возраста;

- -цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;

- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности;

- воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Классификация целей может быть проведена и на другой осно­ве, например, ТА.Ильина рассматривала три вида целей:

- общая, или генеральная, цель, соответствующая представле­ниям общества об идеале личности (указывает общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общества, характер педагогической деятельности вообще);

- педагогические цели на определенном этапе формирования личности;

- оперативные цели, которые ставятся при проведении отдель­ного урока или воспитательного мероприятия.

Мудрыми, а значит и счастливыми, могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написании и прочтения текстов), и искусные кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело,как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку.

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали все-таки предпочтение ду­ховному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блажен­ство, сладость жизни), составляло цель воспитания. Ее достиже­нию служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, ца­ривший в Древней Греции, был основой идеи калокагатии - гар­монии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.

В эпоху Возрождения поэты и художники Данте, Рафаэль и др. вновь обращаются к идее человека, возвышения его роли в обще­стве, провозглашения безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению аскетизма и подчинения церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождающейся буржуазии -философии активного преобразования мира, инициативы, пред­приимчивости, индивидуальной ответственности.

В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном ее философско-педагогическом варианте была сформулирована К.Марксом.

Особую актуальность приобрела задача всестороннего разви­тия всех граждан общества в эпоху научно-технической револю­ции, автоматизации и компьютеризации процессов производства. Известный советский педагог М.Н.Скаткин обосновывал необ­ходимость всестороннего развития всех детей пятью условиями - особенностями развития современного общества: механизацией и автоматизацией процессов промышленного производства; пре­вращением науки в непосредственную производительную силу, когда научные разработки очень быстро внедряются в народном! хозяйстве и в быту; участием всего населения в управлении обществом и государством, в общественной жизни; обострением идео­логической борьбы между различными общественными система­ми; увеличением количества свободного времени у населения.

3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

Маркс определил содержание всестороннего развития лично­сти как цели воспитания следующим образом: «Под воспитани­ем мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимна­стических школах и военными упражнениями. В-третьих, техни­ческое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». В дальнейшем представления о содержании по­нятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение спе­циальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

Умственное воспитание - специальная деятельность, направлен­ная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечи­вается усвоением знаний основ наук в школе, использованием ме­тодов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стиму­лируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной дея­тельности), а также в специально организованных видах деятель­ности по нравственному просвещению и упражнению в выполне­нии высоконравственных поступков.

Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у вос­питанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйст­ве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа тру­дового воспитания школьников - учебные занятия в школе и до­ма, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и созда­вать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспита­ние эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, сек­циях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художе­ственное просвещение и обучение.

Идейно-политическое воспитание - формирование у воспи­танников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека.

Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и все­гда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной ра­боты придается большое значение.

Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расче­тов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую ак­туальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена обще­ства становится необходимым знание разнообразия форм соб­ственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предпри­имчивость. В их основе - экономические знания, первоначаль­ные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе дет­ских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, коопе­ративов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разра­ботаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой на­выков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязатель­ных и факультативных курсов соответствующей направленно­сти.

Экологическое воспитание - это формирование и развитие бе­режного отношения к природе, обеспечение осознания воспи­танниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воз­действия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей сущест­венный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Быто­вавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств су­ществования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недоста­точно для оценки истинного соотношения человеческой дея­тельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за со­стояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.

Рассматривая вопрос о всестороннем развитии личности как це­ли воспитания и о содержании этого понятия, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Первое: всестороннее развитие не есть простая сумма указанных направлений воспитательной работы. Все они тесно между собой связаны, взаимопроникают друг в друга, составляют единое органическое целое. Невозможно представить себе трудовое воспитание вне связи с умственным, физическим, нравственным и др., так же как и элементы эстетического и эколо­гического воспитания мы находим в любом из других направлений. Только в том случае, если все эти направления выступают в единст­ве, они обеспечивают формирование всесторонне развитой лично­сти. Выделение этих направлений - не более чем умозрительная процедура, облегчающая изучение целостного процесса, функцио­нирование которого по частям невозможно. И естественно, что та­ких направлений можно выделить больше в зависимости от обстоя­тельств, актуальности развития того или иного качества личности в конкретных исторических условиях (например, обеспечение ком­пьютерной грамотности всего населения или хотя бы наиболее ак­тивной его части, правовое воспитание в условиях опасного раз­вития правового нигилизма в обществе и др.).

Второе обстоятельство заключается в том, что всесторонне и гармонично развитая личность понимается как личность актив­ная. Гармония личностных качеств обязательно предусматрива­ет единство разносторонности знаний и личностной активности, которая проявляется в сознательном и творческом использова­нии знаний для совершенствования окружающей действительно­сти (природной среды и человеческих отношений).

Таким образом, достижение цели формирования всесторонне и гармонично развитой личности связано с решением задачи форми­рования определенного отношения человека к действительности, выработки у него системы взглядов на природу и общество, убеж­дений, принципов, которые определяют его отношение к миру. Эта система взглядов, убеждений и принципов есть мировоззрение челове­ка. Результатом и задачей воспитания, целью которого является всестороннее развитие личности, является научное мировоззрение, так как оно основывается на усвоении научных знаний и использо­вании научных методов в приобретении этих знаний. Его сущест­венными признаками являются:

- материалистический подход к объяснению явлений природы,
общественной жизни и познания;

-диалектический склад мышления, характеризующийся рас­смотрением природных и общественных процессов и явлений в их развитии, в динамике;

- гуманизм, уважение к взглядам и убеждениям других людей,
не противоречащим принципам общечеловеческой морали;

-творческий, активно преобразующий характер отношения личности к действительности;

-понимание относительности полученных знаний, возможно­сти совершенствования, бесконечного продвижения вперед в по­знании истины.

Сложным, противоречивым остается вопрос об отношении науки и религии в воспитании, о соотношении научного и религиозного в формируемом мировоззрении воспитанников. В условиях необязательности и даже недопустимости целенаправ­ленной антирелигиозной борьбы, с одной стороны, и необходимо­сти формирования научного мировоззрения, с другой стороны, сложным становится положение учителя, воспитателя в отношении формирующихся взглядов воспитанника.

В этом отношении можно утверждать следующее. При отде­лении церкви от государства учитель, воспитатель в государст­венном учебно-воспитательном заведении не может пропаган­дировать религиозные взгляды хотя бы по той причине, что сре­ди учеников (и их родителей) могут быть сторонники различных религий и отношений к религии. Задачей учителя является обес­печение усвоения учащимися научных знаний, в том числе и в области морали, права, эстетики и т.д. Подлинно научные зна­ния и методы научного познания не отвергаются ни одним из сколько-нибудь значительных современных религиозных уче­ний. Это подтверждают и факты великих открытий, осуществ­ленных глубоко верующими людьми в результате многолетней систематической подлинно научной деятельности (Я.А.Коменский, И.П.Павлов и др.). Вместе с тем можно утверждать, что и религиозность не мешает усвоению научных знаний, формирова­нию диалектико-материалистического склада мышления и актив­ного отношения к действительности, а, более того, способствует воспитанию высокой нравственности человека. Истинная религи­озность несовместима с ограниченным сектантством. Ведь нахо­дим же мы у Коменского, ревностного христианина, утвержде­ние о необходимости уважительного отношения к людям других верований. Более того, при отсутствии единой идеологической основы религия может стать фактором сплочения нации, моби­лизации граждан на решение общих проблем укрепления государственности, сохранения нравственных основ взаимоотношений ме­жду людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.