КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные концепции воспитания
В управлении детским коллективомвыделяются три аспекта: социально-педагогический, педагогический, психолого-педагогический. ■ Апеллируя к исконно русской идее общинности, авторы считают, что перспектива развития детского коллектива в рождении коллектива общинного типа, объединяющего детей разного возраста, функционирующего на основе принципов гуманизма и демократии (гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление, участие каждого в решении общих • задач, отказ от традиционных формализованных структур и т.д.).
1. Современное состояние школьного воспитания. 2. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. 3. Воспитание, его цель и задачи в новых условиях. 4. Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию. 5. Опыт разработки современных концепций воспитания. В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительно важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашего отечества. Однако сегодня работать в школе сложно, так как рыночные отношения усугубили кризис образования. Школа начала вести отчаянную борьбу за выживание. Вся система образования постепенно переводится из режима авторитарного в режим развития. Формирование нового содержания образования строится на принципиально новой основе — подготовка подрастающего поколения к условиям рыночной экономики. Однако оказалось, что школа пока не умеет и не готова воспитывать деловых людей — предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности, ответственных за свои действия, саморегулирующих собственное поведение. В условиях деградации общества и культуры вообще перед школой в частности возникают проблемы гражданского, духовного, нравственного и профессионального самоопределения личности. Школа пока еще оторвана от жизни, поэтому учиться в ней утомительно и неинтересно. Она чаще всего игнорирует природные интересы учащихся, их личный опыт, нежели развивает их. В школе все еще бытует старый стереотип, где ребенок — сторонний наблюдатель, потребитель. Наблюдается отстраненность предметов естественного цикла от проблем культуры общества. Школа плохо готовит своих воспитанников к жизни, не учит их жить собственным умом, а воспитывает привычку заучивать готовые решения. Она не растит сегодня интеллигентов,, которые так необходимы обществу. Ее «продукция» — малоквалифицированные работники, неспособные самостоятельно принимать решения, безразличные к судьбам державы. Это те, кто так активно потом разворовывают страну, губят ее природу, виновники многочисленных аварий во всех отраслях. В условиях рынка и экономического хаоса обострился вопрос экономического выживания всей системы образования. Закрываются детские сады, внешкольные учреждения, некоторые типы школ, детские библиотеки и книжные издания. В обстановке общего кризиса в течение долгого времени укрепился взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение, где происходит передача опыта, знаний. Воспитание рассматривалось как автоматический процесс, сопутствующий обучению. Общественному сознанию навязывается идея самотека воспитания. В результате этого потеряли смысл специфические формы воспитания, возможность учителя общаться с учеником в неформальной обстановке. Даже разработанная в последнее время идея непрерывного образования предполагает образование умственное — непрерывное учение в ущерб нравственному просвещению. Этим и объясняется сегодня рост детской преступности, наркомании, беспризорности, агрессивности, ранней проституции, бездуховности молодежи. Общество и педагогическая наука пока еще не находят решения этих проблем. В школах падает интерес к знаниям, так как в условиях кризиса общества образование человека становится невостребованной ценностью. Специалисты-профессионалы требуются лишь за рубежом. Нестабильность в обществе привела к обнищанию школы, сокращению строительства школ, сменным занятиям, тяжелому материальному положению учительства. Все это привело к оттоку педагогических кадров в коммерческие структуры и еще большей феминизации образования. Под возросшим влиянием западного прагматизма деформируются и цели образования. Последствия информационного бума проявляются в том, что молодое поколение стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех, процветание в бизнесе. Молодежь склонна считать, что сегодня нравственно все то, что приносит доход. Ребенок провозглашается исключительным субъектом педагогического процесса, а учитель выступает в роли посредника общения учащихся с компьютером, консультантом в обучении. Появляется термин «образовательные услуги», который утверждает педагога в роли работника сферы обслуживания. Расслоение общества в связи с издержками рыночной экономики, ошибочной государственной программой приватизации привели к ранее неведомой практике в школе: расслоение детей по социальному признаку. Материальные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное отношение к труду, что ведет к деформации нравственности подрастающего поколения. Селекционный отбор детей ведет к отторжению тех учащихся , которые не вписываются в атмосферу амбициозно настроенных родителей, и школьников. Платные образовательные услуги, которыми не могут воспользоваться многие семьи, приводят к нарушению социальной справедливости, еще больше усугубляют расслоение в детской среде и ставят большую часть школьников в неравные стартовые условия процесса социализации личности. Вот почему воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом. Для правильного осмысления сложившейся ситуации, устранения кризиса в воспитании необходимо прийти к созданию современной воспитательной системы общеобразовательной школы, так как сложившиеся авторитарные системы показали свою несостоятельность. Сегодня становится ясно, что выживание образования как государственно-общественного института зависит не только от его престижа в обществе, но и от выживания каждой конкретной школы, от качества ее педагогической деятельности, которое способно выдержать конкуренцию в образовательном пространстве, на рынке образовательных услуг. Традиционная практика организации учебно-воспитательного процесса школы в новых условиях жизнедеятельности общества оказалась малопродуктивной. Сегодня возникает необходимость в процессе педагогической рефлексии, когда учителям необходимо провести инвентаризацию всего того, что есть в системе образования нашей страны, взвесить все «за» и «против», осмыслить характер обновления школы с позиции инновационных идей. В практике работы школы обыденное сознание представляет систему воспитания как какую-то жесткую модель, где нет динамики, изменений, что сдерживает развитие самого учебного заведения и свободу личности. При слове «система» в памяти учителя воскресает командно-административная система, когда господствовал культ казарменного порядка и единообразия во всем. Все инновации и достижения в школе способствовали лишь укреплению сложившегося положения. В школе преобладала учебная деятельность, хотя около 80% учеников уже в начальной школе теряли интерес к учебной деятельности. Работа учителя жестко контролировалась, проверялась, перепроверялась и находилась под давлением администрации школы. Воспитательная работа строилась по тем же принципам — обязательные классные часы, единые для всех политинформации с заранее определенными разделами, полный охват детей кружками, многочисленные заседания комиссий, штабов, советов, где «разбирали» нерадивых школьников, увещевали их и требовали непременных обещаний все исправить. Работа с родителями велась в том же командном стиле — вызов в школу (к директору или классному руководителю), письма-жалобы на производство, «проработки» на родительских комитетах класса и школы, педагогическая дрессура. Во взаимоотношениях педагогов и администрации была та же картина. Всякие инновации, отклонения от принятых норм, нестандартные формы уроков и внеклассных мероприятий, творческий риск педагогов воспринимались как нарушение приказов, установок и руководящих указаний. Абсолютизация контроля, обесценивание учителя привели к разрыву между педагогическим коллективом и администрацией школы. Этот разрыв отразился на отношениях между учителем и учеником. Учитель, превратившись в послушного исполнителя всех указаний администрации, превратил, в свою очередь, ученика в объект педагогического воздействия.
Традиционная теория и практика воспитания такжепоказали свою несостоятельность. Школа так и не смогли оказать свое влияние на науку, а наука о воспитании подменялась государственной идеологией. Методологи ввели в заблуждение науку педагоги | когда провозглашали наше государство страной рамп и того социализма. Школа, в свою очередь, поставили перед собой невыполнимые задачи — воспитание «нового человека». Сплошь и рядом можно было быть свидетелем педагогических спекуляций, когда массовое явление в школах (трудновоспитуемые, наркомания, детская преступность, отсутствие интереса к учению) выдавалось за частный случай. Педагогические извращения идеи коллективного воспитания приводили к тому, что коллектив служил средством подавления личности, а личность рассматривалась как производное коллектива. Коллектив постепенно перестал служить средством развития личности. Государство берет на себя все функции воспитания, и семья теряет свои воспитывающие функции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники. Педагог в ус линиях административно-командной системы был лишен возможности выбора своей педагогической позиции, самостоятельности. Роль классного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнять свои функции и понимал, что стандартизированная воспитательная работа носит формальный характер, а как работать в новых условиях, он не знает. Новации последних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внесли радикальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением, отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить свои воспитательные функции. Все это подтверждает необходимость обновления системы воспитания на основе гуманистической концепции воспитания. История педагогической мысли, опыт образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно такая система способна воспитать свободного человека. В современных школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новым подходом к образованию — личностно-ориентированным, индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида, ребенка приводит к перестройке всей жизнедеятельности школы. Общая цель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ее конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает молодое поколение в условиях всеобщего кризиса: • философско-мировоззренческая подготовка молодежи, • приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой куль • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация их в • формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, • развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности к рефлексии;
• развитие социальной и гражданской ответственности • воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни* развитие потребности в твор -ческом труде, воспитание предприимчивости, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях; • развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином, жить счастливой жизнью. Сегодняшняя школа открыта для творчества учителя. Перед педагогическими коллективами открылась возможность свободного выбора. Наличие большого чис ла альтернативных школ доказывает, что путь выхода школы из кризиса — это создание современной системы воспитания, в основе которой заложены принципы гуманизации и демократизации. Воспитательная система не задается извне, она является результатом саморазвития школы, в котором важную роль играют исходный замысел, идея самой школы. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности реальных детей и взрослых, поэтому она не может выглядеть одинаково не только в разных регионах, но и даже в двух соседних школах. В условиях современной воспитательной системы осуществляется целостность учебно-воспитательного процесса. Общим для всех школьных воспитательных систем является то, что каждая из них сориентирована на развитие личности. Чтобы человек стал самореализующимся субъектом, способным к жизнетворчеству, самостоятельному и ответственному выбору действий, поступка, позиции, нужна новая практика воспитания, преодолевающая все те недостатки, которые долгие годы закреплялись в массовой школе. Уже сегодня осуществляются попытки поиска методологических основ, которые служат предпосылкой создания современных школьных воспитательных систем. Одна из них — концепция воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к самому понятию «воспитание». Концепция воспитания определяется как совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе. Основной вопрос концепции — это вопрос о цели воспитания и способах ее достижения. Одним из существенных и исходных моментов разработки концепции является осмысление реального состояния дел и воспитательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какие новые потребности действуют в современном воспитании. С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры. Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын, дочь, отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др. Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Неменского, Д.М. Зембицкого и др. Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Дальнейшее представление о сущности и содержании гуманного воспитания будет зависеть от научной разработки и практического освоения педагогами личностного и индивидуально-творческого подходов к воспитанию. Первый подход признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а второй исходит из того, что каждая личность уникальна и для развития ее творческого потенциала требуется создание определенных условий. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гуманизации. Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива. В настоящее время разрабатываются концепции создания демократической, гуманистической школы. Авторы концепций представляют эту школу без бюрократического формализма, без единообразия в формах и методах организации обучения и воспитания, без административно-командных способов управления. Это новая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование. Для учебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки: • наличие собственной идеологии школы, которая принимается детьми и взрослыми; • формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивные ценности, динамизм; • педагогически целесообразная связь с окружающей средой учебного заведения, что определяет важность условий, в которых протекает деятельность ребенка; • гуманистический характер межличностных отношений, наличие защитной функции школы по отношению к ребенку. Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечивает саморегулирующийся социальный детский организм. История и опыт развития образования нашей страны и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно она способна воспитать свободного человека. Практика доказывает жизнеспособность таких воспитательных систем, в основу которых положены идеи гуманной творческой педагогики как современной идеологии воспитания.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Материалы предыдущей главы позволяют сделать вполне определенные выводы о цели воспитания. Во-первых, цель воспитания поддается определению - в противовес мнению, что цель воспитания ставить бесполезно, так как воспитанник развивается в соответствии с собственным «планом», который воспитателю неизвестен. Во-вторых, если развитие индивида обусловлено условиями жизни и его деятельностью, которая организуется и направляется воспитанием (особенно в первые годы жизни, когда закладывается основа важнейших черт и качеств личности), то воспитатели могут поставить цель организации условий и деятельности в соответствии с определенным идеалом. Безграничные возможности развития индивида позволяют сформулировать в отношении его развития самую блестящую перспективу. Необходимо только учитывать содержание, характер общественного идеала, т.е. требования общества соотнести с уровнем развития человека. В современных условиях это, вероятно, высокообразованный специалист в каком-либо виде деятельности, обладающий способностью уверенно ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни. Но этот ориентир - слишком общий, и его явно недостаточно для определения цели формирования личности конкретного ребенка. Такой ориентир будет неудовлетворительным как ответ на вопросы родителей ребенка: «Какую же цель мы можем и должны поставить в воспитании своего сына (дочери)? Каким и кем мы должны его воспитывать с первых лет и даже дней его жизни?». Ведь они нередко стараются воспитать своих детей в соответствии со своими жизненными целями, теми, которых добиваются для себя и которых, конечно же, должны достигнуть их дети. В последнее время при определении цели воспитания все больше внимания обращается на систему ценностей, принятых в обществе: «В каком-то смысле можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания»1. Но что может выступать и что действительно выступает в качестве истинных ценностей в нашей отечественной культуре? Ведь у нас до последних лет понятие ценности в педагогической литературе вообще не употреблялось. Цена ценности в применении к духовной сфере человека - «изобретение» сугубо западного рационалистического мышления. В основе учения о ценностях - представления о потребностях человека. Чаще всего (во всяком случае, в нашей отечественной литературе) при определении потребностей ссылаются на А.Маслоу, который в качестве базовых видел физиологические потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и т.п.), а высшей потребностью считал потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности). Между этими двумя - низшими и высшими - потребностями последовательно проявляются и сопровождают личностное взросление потребности безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач), принадлежности и любви (находиться рядом с людьми и принадлежать к определенной общности), уважения (одобрения, признания, почитания со стороны людей), познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать), эстетические потребности (гармонии, симметрии, порядка, красоты)2. В русле потребностной концепции ценностями человеческой жизни являются пища и влага, чувство защищенности, уважение людей, знания и умения, достижение гармонии, развитие собственной личности. А целью воспитания - соответственно возбуждение стремления (и деятельности) к удовлетворению не только органических, но и духовных потребностей и потребности в самоактуализации. С вышесказанным можно было бы согласиться, но настораживает то, что в перечне человеческих потребностей названы лишь потребности, связанные с ним самим, с обеспечением его личного благополучия. Все, что объединяет человека с людьми, обращено к нему, служит улучшению его положения, совершенствованию, развитию и проявлению его личности. У него нет потребности служить людям, исполнять свой долг перед ними. Самый элементарный жизненный пример - пример отношений матери к ребенку - не укладывается в эту схему. Потребность служить ребенку, выполнить свой долг перед ним, в нем увидеть реализацию гармонии, успеха, защищенности, - разве не эта потребность высшая для матери? Как и для врача, который, спасая больного, думает не о собственной славе и не об ответственности даже? Или для учителя, который, даже не рассчитывая на должное вознаграждение за труд, помогает детям становиться людьми? Сравним, что на первое место выдвигается в качестве жизненных ценностей в современных западных и в классических русских источниках. Так, в Англии Шотландский консультативный совет по содержанию образования ориентирует учителей: «Когда мы воспитываем или обучаем, мы передаем ценности»: ценности учения, уважения к себе и заботы о себе, уважения к другим и заботы о них, чувства принадлежности и социальной ответственности1. А у Л.Н.Толстого мы читаем: «Жизнь наша есть исполнение возложенного на нас долга». П.Ф.Каптерев подробнее, с большим обоснованием раскрывает это положение: «Приготовление к разумной жизни есть главнейшая задача воспитания... Воспитание должно подготавливать к непосредственному и опосредованному самосохранению, к родительским обязанностям, к гражданской жизни и к различным занятиям, доставляющим удовольствие, скрашивающим жизнь»*. Для реализации же этой «главнейшей задачи воспитания» нужно обеспечить полноценное физическое, умственное, эстетическое, социальное и волевое развитие каждого человека3. Представление о гражданской жизни во времена П.Ф.Каптерева и Л.Н.Толстого неразрывно связывалось с православным христианским учением, и очевидны большее богатство и глубина понимания ими цели воспитания по сравнению с утвердившимся сегодня взглядом на воспитание, в том числе и в России, основанном на учении западных философов о ценностях. Девять заповедей блаженства как идеалов истинного христианина и семь смертных грехов, которые следует избегать в жизни, раскрывают представление российских классиков о сущности гражданской разумной жизни. Постараемся понять их содержание не только по отдельности, но и вместе, в их связи. Заповеди блаженства: 1) смирение; 2) покаяние и сострадание; 3) кротость и незлопамятность; 4) жажда правды; 5) милость; 6) чистота сердца, свобода от греховных страстей; 7) душевный мир, жизнь в мире и согласии; 8) твердость веры; 9) терпение гонения за веру. Смертные грехи: 1) гордость; 2) лихоимство; 3) блуд; 4) зависть; 5) плотоугодие; 6) злопамятность; 7) уныние. Побеждаются эти грехи добродетелями, выполнением заповедей блаженства: 1) кротостью и смирением; 2) щедростью; 3) противлением плоти; 4) любовью; 5) воздержанием; 6) терпением и незлопамятностью; 7) тщанием и трудолюбием. В отличие от понятия ценностей в русской педагогике более принятым было понятие идеала. Это понятие шире и глубже понятия ценности, в большей степени характеризует личностное отношение к цели стремления, поскольку «... в понятие идеала входит творческое представление, созданное воображением, изображающее известную мысль, идею, вообще идеальное содержание, посредством сопоставления в одно стройное целое частных мыслительных данных физического и умственного бытия»'. Ценности передаются, идеалы формируются в результате творческого преобразования «мыслительных данных». С позиций современной российской педагогической мысли основы теории воспитательных ценностей раскрыты Б.Т.Лихачевым. Он утверждает, что их основными интегративными источниками являются воля к жизни, любовь к природе, единение с человечеством, сознание духовного величия человека. Среди них есть ценности вечные (духовно-религиозные, нравственные, трудовые, эстетические и экологические), преходящие (идеологические и политические, ценности жизненно-практической ориентации), устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, черты национального характера). Все их можно разделить на духовно-космические, общенациональные, социально-стратификационные (стратовые), природные нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные. Рассматривая законы образования и действия воспитательных ценностей, Б.Т.Лихачев приходит к выводу, что представители каждого общественного страта (слоя) имеют свою шкалу ценностей, развитие которых зависит от объективных потребностей, от отношения к ним общественного сознания, от пропаганды. Как же относиться к ценностному подходу в воспитании? Скорее всего, не стоит полностью игнорировать его, но важно стараться привнести в него специфику российского понимания ценностей, особенно таких, как социальная ответственность, любовь, гармония, реализация своих целей. Вместе с тем нельзя ограничивать систему ценностей теми или иными рамками, пусть даже они приняты многими или во многих странах. В XX в. Ч.Моррис (1901-1978) выделил пять основных измерений, та или иная комбинация из которых обычно и оказывается в основе осознанно или неосознанно поставленной цели воспитания: -предпочтение ответственного, нравственного участия в жизни, при котором ценится и сохраняется все, что приобрел человек; -испытание радости от преодоления препятствий в решении личных или социальных проблем либо в преодолении препятствий в мире природы; - организация самодостаточной внутренней жизни с богатым и развитым самосознанием, самосовершенствование, отказ от излишеств, аскетизм; - восприимчивость к людям и природе; - чувственные удовольствия и наслаждения, открытость жизни На что же должен ориентироваться учитель, воспитатель, работник государственного учебно-воспитательного заведения? Может ли он быть бесстрастным просвещенцем и проповедовать свободу выбора жизненной цели и цели воспитания?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |