Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕДАГОГиКа




Список Интернет-ресурсов по дисциплине

Студенты могут использовать при подготовке к семинарам материалы сайтов www1september.ru; http://festival.1september.ru; http://www.akipkro.ru; http://www.avpu.ru; http://www.intergru.ru; http://www.mon.gov.ru/incoming/faq;

http://www.ict.edu.ru/; http://scholar.urc.ac.ru/cjurses/Technolodgy/indeх.htm/ и др.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные средства используются во время лекций и семинаров.

 

 


[1] Задания №№ 1 и 2 см. в учебном пособии Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.151.

планы практических занятий и задания

для самостоятельной работы

студентов факультета иностранных языков

 

2013 - 2014 уч. год
Дорогие первокурсники!

Вы начинаете систематическое изучение педагогических дисцип­лин, составляющих основу вашей профессиональной компетентнос­ти. Педагогическая подготовка – фундамент вашей профессиональ­ной деятельности, так как именно педагогические знания позволяют учителю организовать процессы обучения и воспитания, ориентиро­ванные на потребности и возможности конкретных учащихся.

Учебный курс «Общая педагогика» – дисциплина теоретическая; эта на­правленность данного учебного предмета делает особенно значимы­ми межпредметные связи педагогики прежде всего с философией и психологией. Цель изучения курса «Общая педагогика» – формирование педа­гогической направленности мышления, так как овладевая базовым элементом педагогического знания, вы должны научиться:

§ выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явле­ния и процессы в реальной жизни;

§ самостоятельно пополнять педагогические знания;

§ формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки).

Достигнуть данную цель можно, если вы решите следующие задачи:

§ усвоите важнейшие понятия, рассматриваемые многими дисциплинами, в том числе и педагогикой (воспитание, образова­ние, обучение, личность, развитие и др.);

§ ознакомитесь с наиболее значительными современными педаго­гическими идеями и теориями;

§ научитесь теоретически обоснованно описывать и объяснять
реальные педагогические ситуаций, вычленяя в них педагоги­ческие задачи;

§ овладеете алгоритмом решения педагогических задач;

§ приобретете навыки самостоятельной работы с педагогической литературой;

§ ознакомитесь с важнейшими нормативными документами о шко­ле и образовании;

§ приобретете первоначальные навыки профессиональной ре­флексии (самооценки).

Курс «Общая педагогика» состоит из трех основных разделов.

§ Общие основы педагогики.

§ Теория воспитания.

§ Дидактика (теория обучения).

Основное назначение первого раздела – ознакомить вас с предме­том, категориальным аппаратом и методами педагогики как науки. При этом следует обратить внимание не только на информационный аспект программного материала, но и уделить время формированию специальных логических операций, необходимых при работе с поня­тиями.

Изучая дидактику, вам необходимо на основе понятий «педагоги­ка» и «целостный педагогический процесс» осмыслить роль и место теории образования и обучения в теории педагогики и в процессе ста­новления личности ученика в учебно-воспитательном процессе шко­лы. При изучении курса дидактики важная роль отводится междис­циплинарным и внутрипредметным связям.

Раздел «Теория воспитания» даст вам знание теоретических основ воспитания, базовых концепций воспитания в Украине и за рубежом, заложит навыки коммуникативных и рефлективных общепедагоги­ческих умений. Вы убедитесь, что разные научные школы по-разному подходят к характеристике сущности процессов обучения и воспитания. Ваша задача заключается в ознакомлении с основными педагогическими теориями и системами и в выборе тех из них, которые наиболее полно отвечают вашему мироощущению. Это позволит вам еще на студен­ческой скамье начать формирование собственной педагогической по­зиции, основанной на фундаментальных научных теориях.

Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня:

š первый уровень – аудиторная работа студентов под руковод­ством преподавателя на лекциях и практических занятиях;

š второй уровень – самостоятельная работа студента, в ходе ко­торой он прослеживает связь педагогической теории и практи­ки, формируется его готовность к будущей педагогической дея­тельности.

Как пользоваться планом практического занятия?

Готовясь к семинару, работайте в такой последовательности:

  • познакомьтесь с изложением темы в учебнике, лекционных записях, т.е. с теми источниками информации, где тема раскрыта целостно, системно и завершенно;
  • когда у Вас сложилось некоторое общее представление о теме, обратитесь к перечню понятий и умений и попытайтесь распределить их по подтемам плана темы; помните: перечень понятий – это совокупность ключевых элементов содержания темы и - соответственно - подтем, и Вы должны обязательно включить эти понятия в свое сообщение по подтеме, уделить именно им основное внимание при изложении материала; чтобы убедиться в том, что понятия определены вами правильно, полезно вновь, хотя бы бегло, просмотреть материал в учебнике и лекциях - после второго обращения к этим источникам Ваше понимание материала наполовину достигнуто; перечисленные умения тоже следует "разнести" по подтемам, памятуя, что умения делятся на познавательные (умение рассуждать, опираясь на усвоенные понятия) и практические (умение формулировать цели учебно-воспитательной деятельности,, анализировать исходное состояние работы, а также результаты ее и отдельные ситуации учебно-воспитательного процесса, планировать его); такое распределение умений поможет Вам расширить и уточнить Ваши представления о сущности понятий темы и подготовиться к выполнению заданий по теме.

Осуществленная Вами своеобразная классификация понятий и умений темы – это серьезная аналитическая работа, способствующая развитию педагогического мышления.

Работа с научной литературой (см. Приложение А «») теснейшим образом связана со всеми разделами плана практического занятия, поэтому к ней целесообразно приступить лишь после той предварительной работы, о которой говорилось ранее; важно при этом помнить, что, хотя в рекомендованных для чтения, конспектирования научных трудах рассматриваются те же проблемы, что входят в тему семинара, данные исследовательской работы не учебник, в них может не быть последовательного изложения материала в соответствии с планом темы, может иметься материал, не относящийся к конкретной теме семинара, и студенту, следовательно, приходится осуществлять отбор, находить в тексте книги, статьи то, что непосредственно относится к теме семинара. При этом важно так расположить выписки, чтобы их было удобно использовать при ответе на семинаре; для этого можно перед чтением работы перенести в тетрадь для записей к семинарам план темы (по одной - две страницы на каждую подтему), выписывать под каждым заголовком соответствующие понятия и умения, а после этого помещать тематически отобранные выписки, тезисы, замечания по разным работам, по разным частям одной работы; в результате получится концентрированный материал для выступления на занятии по подтеме (не беда, если какая-то часть отведенной тетрадной площади окажется незаполненной до конца – свободное место всегда пригодится для внесения сопутствующих записей: собственных размышлений по теме, новых сведений из числа прозвучавших в ходе семинара и др.).

Последний этап подготовки к занятию – обдумывание ответов на проблемные и индивидуальные задания; после всей предшествующей работы Вы при этом будете уже действовать не вслепую, не наугад, не "методом проб и ошибок", а целенаправленно, опираясь на теоретические положения, требования педагогической логики (что вовсе не исключает свободы выбора собственной точки зрения, позиции, предполагает проявление теоретического подхода, критического мышления). Отвечая на занятии, введите в свое сообщение по подтеме ответы на соответствующие вопросы, материал выполненных заданий – это придаст Вашему изложению творческий характер: не унылое и пресное воспроизведение чужого текста, а выражение самостоятельно найденной позиции, решение педагогических задач, сопоставление фактов и идей, оценочные суждения. Все это приблизит Вас к реалиям Вашей будущей профессии.

Методические указания по выполнению заданий самостоятельной работы. Заведите отдельную папку-скоросшиватель (формат А-5), где будете фиксировать результаты самостоятельной работы. Очень важной частью Вашей работы являются задания на применение усвоенных знаний и выявление личностного отношения к явлением образовательного процесса. Все эти задания являются обязательными. Кроме того, имеются задания по выбору студента. Среди предложенных заданий вы можете выбрать одно, то из них, которое вам по силам, помня, однако, что первая заповедь Учителя – работа над собой, умение преодолевать трудности.

Самостоятельная работа студентов предполагает выбор вами источников для изучения и написания рефератов и эссе по педагогике, а также выполнение исследовательских заданий с использованием информационных технологий. Важнейшими характеристиками, которые необходимо учитывать при разработке и выполнении заданий для самостоятельной работы, выступают следующие:

§ содержание заданий имеет поисково-исследовательскую, прикладную и профессиональную направленность, вовлеченность студентов в выполнение учебных заданий способствует формированию у них способов разрешения социально-профессиональных проблем;

§ учебные задания не относятся к какому-то определенному учебному предмету, это позволяет осуществлять межпредметные связи в учебном процессе;

§ организация выполнения учебных заданий предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы студентов на всех этапах процесса обучения (от восприятия знаний, их осмысления и понимания через закрепление и систематизацию, обобщение, применение);

§ в результате выполнения учебных заданий поисково-исследовательской направленности у студентов развиваются способы теоретического, творческого мышления, признаками которых являются способность к целеполаганию, проектированию и конструированию, переносу или моделированию методов решения задач; они приобретают навыки системного анализа, умений прогнозировать как ближайшие, так и отдаленные последствия деятельности, соотносить их с поставленными целями. Названные умения и навыки составляют основу ряда ключевых компетенций, способствующих эффективному самообразованию студентов, исследовательской деятельности в сфере будущей профессии.

Опыт разработки и применения в учебном процессе обобщенных задач с использованием информационных технологий позволяет выделить их следующие особенности:

§ в ходе выполнения самостоятельная работа студентов на ЭВМ не сводится к прочтению учебного материала с дисплея (учебно-информационная деятельность) или выполнению теста (учебно-контролирующая деятельность), компьютер служит средством организации поисково-исследовательской деятельности студента;

§ выполненное задание может служить игровой формой обучения, стимулирующей познавательные потребности и интересы студентов, если она будет разработана с учетом принципов соревновательности, свойственных компьютерным играм.

Основное назначение этой формы обучения – углубленное самостоятельное ознакомление с альтернативными педагогическими идеями, теориями и концепциями, что позволит аргументированно отстаивать свои профессиональные позиции на семинарах, зачете или экзамене.

Вам предлагаются на выбор задание для внеаудиторной самостоятельной работы, которое вы будете выполнять, учитывая свой темп работы, загруженность аудиторными занятиями, личные интересы и склонности. Все задания ориентированы на формирование познавательного интереса к изучению педагогических дисциплин, позитивного отношения к педагогическому знанию; углубление общепедагогических знаний; формирование общепедагогических и общеучебных умений. Проектируя задания для самостоятельной работы, особое место мы уделили заданиям, связанным с анализом текстов из художественной литературы. Художественные тексты вызывают глубокие переживания, заставляют задуматься над необходимостью формирования профессионально значимых качеств, способствуют становлению внутренней профессиональной позиции. Работа с произведениями художественной литературы является средством развития профессионального мышления и служит основой для развития навыков самоанализа, так как существующая в художественных текстах галерея образов позволяет осмыслить сущность педагогической деятельности. Под эмоциональным воздействием художественных произведений пересматривается, корректируется, уточняется система ценностей. Тексты отечественных и зарубежных авторов способствуют углублению интереса к профессии учителя в ее современном и историческом аспектах (Приложение).

На пракическом занятии работа будет проходить в двух режимах: фронтальном (когда все студенты будут участвовать в обсуждении) и работа в микрогруппах по 3 – 5 студентов в каждой. Главным во время фронтальной работы является обсуждение основных категорий педагогики, структуры педагогической науки, ее связей с другими науками, поэтому при подготовке к семинару внимательно изучите учебную литературу, сделайте выписки из учебных пособий и словарей.

Во время работы в микрогруппах обратите внимание не только на предмет обсуждения, но и на то, как оно проходит. Постарайтесь определить для себя, какая роль в групповой работе вам ближе: «генератора идей», «критика», «эксперта»? Для каждой роли характерны свои особенности: генератор идей – придумывает, предлагает разные пути решения задачи; критик высказывает сомнения, как бы «провоцирует» мышление участников обсуждения; эксперт оценивает качество продукта совместной работы. Играя свою роль, давайте возможность высказаться своим товарищам. Советы студенту. Будьте функционально грамотны. Старайтесь проявить настоящую самостоятельность, умение найти литературу, зафиксировать в ней самое существенное. Постарайтесь понять, что слишком большой объем контрольной работы свидетельствует о неумении осмыслить материал. Еще хуже простое переписывание текстов из учебника или других источников, т.к. оно показывает, что Вы умеете читать и писать, но отнюдь не думать.

Начните с того, что поразмышляйте над следующим: какова цель работы, что Вы хотите в ней доказать, какие вопросы раскрыть, о чем рассказать? Как лучше структурно оформить работу?Записи должны читаться легко, без произвольных и не принятых в научной литературе сокращений.Продумайте логику изложения темы. Выполняя задания, старайтесь привлекать свой образовательный опыт, а размышляя дома над заданиями, запишите вопросы, которые вас затрудняют, чтобы на занятии уточнить их с преподавателем. Работа студента будет оцениваться следующим образом:

§ тестовая контрольная работа (на практическом занятии) – 2 балла;

§ модульный контроль – 15 баллов;

§ опорный конспект по теме для самостоятельного изучения – 3 балла;

§ реферат или сочинение-эссе по предложенной теме (всего в течение курса не более трёх) – 5 баллов;

§ задание с использованием информационных технологий (всего в течение курса не более двух) – 10 баллов.

Учебная работа предполагает ваше активное участие в научно-ис­следовательской деятельности, т.е. в процессе подготовки к практическим занятиям и др. Вы будете выполнять не только задания репродуктивного (воспроизводящего) характера, но посте­пенно включаться в самостоятельную научную работу, результатом которой станет ваша аттестационная работа по курсу «Общая педагогика». Для этого вам необходимо овладеть методами научных исследо­ваний, специфичными для каждой научной дисциплины. Не упускай­те эту возможность – пробуйте свои силы в выполнении заданий, тре­бующих проведения собственного учебного или научного исследова­ния и интерпретации полученных результатов.

 

Желаем вам успеха!

Первый семестр

 

Тема 1: Педагогика как наука. Система педагогических наук

(практическое занятие)

Цель: сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомится с понятийным аппаратом педагогики как целостной системы; заложить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.