Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 7. Российская школа как объект управления




Примерные вопросы для обсуждения:

1. Сущность, общие принципы и основные функции управления образовательными системами. Эволюция управления ими от государственного к государственно-общественному.

2. Школа как объект управления. Экономико-правовые основы управления современной российской школой.

3. Понятие о внутришкольном управлении. Функции, принципы, содержание, средства и методы внутришкольного управления. Управленческий алгоритм.

4. Управленческие органы школы, их назначение и структура. Функциональные обязанности должностных лиц школы. Управленческая культура руководителя. Критерии эффективной управленческой деятельности.

5. Условия и пути демократизации и гуманизации управления школой.

 

Практические задания:

1. Выскажите научно обоснованное мнение по вопросу о необходимых преобразованиях в системе образования и, в частности, в управлении современной российской школой в целях повышения качества образования выпускников.

2. Изучив научные и публицистические материалы о ЕГЭ, подготовьте аналитические заметки на тему «Роль ЕГЭ в управлении образовательными учреждениями страны».

3. Составьте список нормативно-правовых документов и законодательных актов, регулирующих деятельность общеобразовательной школы. Какие вопросы управленческой деятельности в них нашли своё отражение?

4. Проанализировав законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность образовательных учреждений страны, установите, какие имеющиеся в них недостатки сдерживают развитие нашей образовательной системы. Своё мнение аргументируйте.

5. Подготовьте характеристику Устава одной из московских школ и определите его соответствие законодательной базе функционирования образовательного учреждения.

6. Сформулируйте вопросы к школьной администрации для выявления условий, обеспечивающих эффективность управленческой деятельности.

7. Используя материалы книги Патралова С.Б. Управленческий лабиринт. – СПб., 1996, выделите управленческие компетенции, которыми должен владеть руководитель школы. Опираясь на составленный вами перечень, оцените вашу субъективную готовность и объективную подготовленность к осуществлению управленческой деятельности в качестве директора школы.

8. Составьте таблицу:

«Гуманизация и демократизация внутришкольного управления»

Пути демократизации гуманизации внутришкольного управления Условия, при которых возможно осуществление этих путей
   

 

Рекомендуемая литература:

1. Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2003.

3. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М., 2002.

4. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.

5. Зубов Н. Как руководить педагогами. – М., 2002.

  1. Настольная книга классного руководителя. / Под ред. В.А. Березиной. – М., 2003. – С. 12-47; 62-130.

7. Станкин М.И. Психология управления. – М., 2000.

8. Терентьев В.К. Истины управления. – М., 2002.

9. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

  1. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. – М., 2001.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Классный руководитель, его педагогические функции и направления воспитательной деятельности.

2. Классный руководитель как должностное лицо и воспитатель. Вариативность классного руководства.

3. Работа классного руководителя с семьями учащихся.

4. Позиция классного руководителя в педагогическом коллективе. Его взаимодействие с учителями-предметниками и воспитателями.

5. Анализ и планирование работы классного руководителя.

6. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи по воспитанию учащихся.

7. Сущность семьи, её воспитательные функции. Общая характеристика современной семьи и особенности семейного воспитания.

8. Противоречия и недостатки семейного воспитания.

9. Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников: сущность, цели и задачи, специфика работы с необеспечивающими воспитания семьями.

10. Основные функции и направления работы школы с родителями. Стиль взаимоотношений педагогов с родителями учащихся.

11. Современные технологии воспитания и оценка эффективности воспитательного процесса.

12. Сущность технологий воспитания, их уровни.

13. Традиционные и новые технологии воспитания (системы воспитания В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко; коммунарская методика; воспитательные системы А.А. Католикова, В.А. Караковского и др.; «Педагогика сотрудничества»; ТРИЗ; технология выявления и развития творческих способностей детей в различных видах внеурочной деятельности и пр.). Современные авторские идеи, концепции и школы воспитания.

14. Проблема выбора и реализации воспитательной технологии.

15. Оценки эффективности воспитания: основные методы диагностики эффективности воспитания; критерии оценки уровня воспитанности школьников и эффективности воспитательной деятельности педагога.

16. Педагогический коллектив и его роль в повышении эффективности деятельности школы.

17. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа, его функции, формы и методы формирования, потенциал.

18. Педагогический совет как коллегиальный орган руководства образовательно-воспитательной и инновационной деятельностью школы.

19. Методическая служба: структура, аспекты и формы функционирования, новые модели.

20. Аттестация педагогических кадров. Положение об аттестации педагогических кадров нового поколения.

21. Проблема трудных детей. Педагогически и социально запущенные дети

22. Маркетинговая деятельность в образовательных учреждениях.

23. Моделирование с сфере образования.

24. Требования к управленческой информации.

25. Внутришкольная культура и её составляющие.

26. Системный и ситуативный подходы как методология основа управления.

27. Новые информационные технологии в управлении образованием.

Рекомендуемая литература:

  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? – М., 1993.
  2. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобождённого классного руководителя (классного воспитателя). – М., 1992.
  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  5. Диагностика воспитательного процесса: Приложение к программе воспитания. // Классный руководитель. – 2000. - № 4. – С. 73-105.
  6. Диагностика успешности учителя: Сб. метод. Материалов. – М., 2001.
  7. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. – М.,1998.
  8. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.
  9. Колесникова Т.И. Мир человеческих проблем. – М., 2003. – С.150-180.
  10. Колорозо Б. Дети этого достойны только потому, что они дети: Пер. с англ. Е. Минашкной. – М., 2003.
  11. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях). Кн. для сепмейного чтения. – М., 2002.
  12. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д., 2001.
  13. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М., 1991.
  14. Макаренко А.С. Книга для родителей. // Пед. соч.: в 8т. – Т. 5. – М., 1985.
  15. Настольная книга классного руководителя. / Под ред. В.А. Березиной. – М., 2003.
  16. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
  17. Педагогический совет: идеи, методики, формы. – М., 2000.
  18. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003.
  19. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред В.Я. Пилиповского. – М., 1992.
  20. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004.
  21. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1998.
  22. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. – М., 2000.
  23. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
  24. Степанов Е.Н. и др. Воспитательная система класса. – М., 1998.
  25. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. // Избр. Пед. соч.: В 3 т. – Т.3. – М., 1981.
  26. Хямялайнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.
  27. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. – М., 2001.
  28. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 1990.
  29. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. – М., 2000.
  30. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПб.: Питер, 2005.- Гл. 10.
  31. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. – М., 1992.
  32. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. – М., 1987.

 

Домашняя контрольная работа по «Теории и методике воспитания»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.