КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинаров. Семинар 1. Сущность воспитания и его место в целостном процессе формирования человека.(2 часа)
Семинар 1. Сущность воспитания и его место в целостном процессе формирования человека. (2 часа) Примерные вопросы для обсуждения: 1. Понятие «воспитание», его общие признаки. Закономерности, принципы и цели воспитания. 2. Взаимосвязь биологического и социального в структуре личности. Половозрастные и индивидуальные особенности человека, их изучение и учёт в процессе воспитания. 3. Воспитание как фактор личностного развития: социализация посредством воспитания; воспитание – средство трансляции культуры и управление развитием личности. Особенности воспитания в современных условиях. 4. Роль деятельности и общения в развитии личности. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь. 5. Воспитание и обучение: общее и особенное. Практические задания: 1. Определите пути взаимодействия воспитания и духовной жизни общества. 2. Выскажите и обоснуйте своё мнение по вопросу, можно ли через воспитание изменить жизнь человека. 3. Разработайте программу наблюдений за детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии. 4. От родителей можно слышать: «У меня двое детей. Воспитываю их одинаково, а они такие разные: один послушный, покладистый, а второй – упрямый; всё делает по-своему». Почему в одной семье при равных условиях воспитания вырастают разные дети? 5. Какие ситуации школьной жизни могут потребовать от учителя знания типа нервной системы его учащихся? Рекомендуемая литература:
Семинар 2. Методы воспитания и приёмы педагогического воздействия. (2 часа). Примерные вопросы для обсуждения: 1. Понятия «метод воспитания», «метод воздействия» и «педагогический приём». 2. Классификация методов и форм воспитания. Общая характеристика различных методов воспитания. 3. Творческий характер применения методов воспитания педагогом в современной школьной практике. 4. Приемы педагогического воздействия в воспитательном процессе (социально-педагогический тренинг, ролевая игра, разрешение педагогических проблемных ситуаций и др.) Практическое задание: 1. Изучив педагогическую литературу, которая представляет опыт воспитательной работы, приведите примеры, показывающие, как через методы воспитания реализуется взаимосвязь целей и результатов воспитания. Правильно оформите библиографический список источников информации. 2. Изучите состояние нравственного воспитания современных школьников. Установите причины существующих в нём противоречий и разработайте возможные пути их разрешения. 3. Понаблюдайте за применением учителями и воспитателями стимулирующих методов организации жизни и деятельности учащихся (примера, педагогического требования. общественного мнения и др.) и оцените их действие. 4. Существует ли связь между методами воспитания и педагогической этикой. Своё мнение подтвердите примерами из собственного школьного опыта. Рекомендуемая литература: 1. Воронов В.В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Настольная книга классного руководителя. / Под ред. В.А. Березиной. – М., 2003. – С. 354-370. 2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999. 3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Педагогические сочинения: В 8-и тт. – М., 1983. – Т. 1. 4. Мудрик А.В. Психология воспитания. – М., 2006. 5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004. 6. Современные концепции воспитания. – Ярославль, 2000. 7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975. 8. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПБ.: Питер, 2005. – С. 144- 214; 254-292;. Семинар 3. Современные формы воспитательной работы в школе (2 часа). Примерные вопросы для обсуждения: 1. Сущность воспитательного процесса в современной школе, его виды и динамика. 2. Понятия «воспитательная работа» и «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы. Характеристика диалоговых, игровых и других форм воспитания. Классный час как форма воспитания. 3. Внеурочные формы организации познавательной деятельности учащихся в работе учителя-предметника. 4. Проблема выбора форм воспитания. Изучение и анализ их эффективности. Практические задания: 1. Проследите необходимую зависимость между личностными особенностями воспитателя и избираемыми им формами и методами воспитательной работы, опираясь на свой школьный опыт или проведя наблюдение за педагогической деятельностью 2-3 учителей и воспитателей. 2. Составьте примерный перечень дел, которые можно провести по предмету вашей специальности с учащимися разных возрастов с целью развития их познавательных интересов и сплочения детского коллектива. 3. Разработайте сценарий какого-либо внеурочного мероприятия по предмету вашей специальности для учащихся среднего школьного возраста с целью формирования у них толерантности и уважения к людям другой национальности, религии и культуры. 4. Разработайте схему анализа и оценки эффективности внеклассной работы учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя ГПД или педагога дополнительного образования. Научно аргументируйте необходимость введения в неё тех или иных положений. Рекомендуемая литература:
Семинар 4. Детский коллектив как воспитывающая среда (2 часа). Примерные вопросы для обсуждения: 1. Понятие «коллектив». Сущность коллектива как воспитывающей среды, его основные признаки. 2. Детские коллективы разных типов, их воспитательные возможности. 3. Стадии развития детского коллектива и позиция педагога на каждой из них. Стиль педагогического руководства деятельностью детского коллектива. 4. Формирование личности в коллективе. Сочетание двух подходов в работе педагога с коллективом: от коллектива к личности и от личности к коллективу. Организация плодотворных отношений педагога с учащимися как способ позитивного воспитательного влияния на личность воспитанника и развитие коллектива. 5. Организация и развитие детского самоуправления в коллективе и соуправления педагогов и учащихся деятельностью воспитательного коллектива. Практические задания: 1. Используя знание педагогической теории, объясните, почему деятельность детского коллектива должна быть многогранной. Оформите свои мысли в виде научно-популярной статьи. 2. Проанализируйте приведённую ниже педагогическую ситуацию и предложите классному руководителю возможные решения проблемы. В классе регулярно проводятся субботники. Но постоянно несколько человек игнорируют подобные дела. Учитель пытается поговорить с каждым из них, но всё безрезультатно. Тогда проводится классное собрание, которое также не даёт результатов. 3. Составьте план подготовки и проведения организационного собрания по выбору классного актива. 4. Разработайте план воспитательной работы по формированию в коллективе семиклассников позитивного общественного мнения. 5. Проведя исследование структуры детского коллектива, классный руководитель выяснил, что наибольшим авторитетом среди одноклассников пользуется малообщительный Слава У., а очень активный и весёлый Саша Т. получил всего три выбора. Саша – староста. Можно ли на основании полученной информации сделать вывод, что Саша неправильно выбран в актив и его следует заменить Славой? Как в этой ситуации должен вести себя педагог? Рекомендуемая литература: 1. Иванов И.П. Воспитание коллективистов. – М., 1984. 2. Караковский В.А. Воспитательная система школы. – М., 1991. 3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986. 4. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Педагогические сочинения: В 8-и тт. – М., 1983.- Т. 1. 5. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999. 6. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. – М., 1983. 7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004. 8. Селиванова Н.Л. Школьный класс. – М., 1988. 9. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). / Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. – Т.3. – М., 1981. 10. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПб.: Питер, 2005. – Гл. 6. Семинар 5. Содержание воспитания и организация воспитывающей деятельности (2 часа). Примерные вопросы для обсуждения: 1. Многоаспектность содержания воспитания учащихся и развитие сущностных сил человека. 2. Формирование базовой культуры личности и готовности школьников к социальным отношениям: этическая и эстетическая культура. Культура здоровья как элемент базовой культуры. Воспитание патриотизма, гражданственности и культуры межнациональных отношений. 3. Сущность воспитывающей деятельности как основы воспитательного процесса. Её виды и функции в развитии и воспитании школьников. Педагогические условия и методические правила организации воспитывающей деятельности учащихся. 4. Методика и техника организации игровой деятельности учащихся в процессе воспитания. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность (КТД): методика и техника организации; технология подготовки и проведения традиционных и новых форм КТД. Практические задания: 1. Используя знание различных подходов к определению содержания воспитания, выберите один из них и на его основании составьте программу самовоспитания. Обоснуйте сделанный вами выбор. 2. Подготовьте вопросы к классному руководителю для изучения и анализа содержания его воспитательной работы с классом. 3. Изучив один из документов (план воспитательной работы школы, класса, кружка, детского клуба, студии и т.д.), определите, какие подходы к отбору содержания воспитания использованы в нём педагогом. 4. Используя работу Н.Е. Щурковой Программа воспитания школьника. – М., 1998, составьте план работы по одному из направлений воспитания, заполнив таблицу: План воспитательной работы
5. Составьте картотеку различных форм КТД, используя рекомендации И.П. Иванова (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989), и объясните, почему воспитывающая деятельность должна быть разнообразной по видам и формам. 6. Познакомившись с одной из книг (Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 1987; Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. // Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. – М., 1979. – Т. 1), проанализируйте с позиций деятельностного подхода воспитание личности ребёнка в педагогической системе А.С. Макаренко или В.А. Сухомлинского. 7. Провидите наблюдение различных видов деятельности детей и проанализируйте их с точки зрения игровой инструментовки. 8. Используя свои знания по теории личностно-ориентированного воспитания, предложите своё решение педагогических проблем, указанных ниже, и дайте их обоснование: · Учащиеся с разными темпераментами систематически нарушают дисциплину. Какие подходы к ним можно рекомендовать учителю? · Назовите несколько форм и видов воспитывающей деятельности, в которых можно было бы занять всех учащихся класса, учитывая их интересы и склонности; · Возможные пути использования способностей учащихся в процессе воспитания. Рекомендуемая литература:
Семинар 6. Проектирование и организация развивающей образовательной среды в современной школе (2 часа). Примерные вопросы для обсуждения: 1. Организация комфортной среды в группе учащихся: понятие психологически комфортной среды как условия полноценного развития личности ребёнка. Признаки психосоциальной напряженности в учебной группе, причины её возникновения и пути преодоления. 2. Конфликт и причины его возникновения. Способы предупреждения и разрешения конфликтных педагогических ситуаций. Педагогическое регулирование межличностных взаимодействий в образовательной среде. 3. Досуговая деятельность учащихся, её воспитательный потенциал и роль школы в её организации. Виды и формы досуговой деятельности. Педагог как организатор досуговой деятельности школьников разного возраста. 4. Влияние СМИ и Интернета на подрастающее поколение. Проблема организации конструктивного взаимодействия учащихся с Интернет-средой. Пути и средства организации педагогического управления информационными потоками. Практические задания: 1. Напишите эссе об учителе, сумевшем создать благоприятную психологическую атмосферу в учебной группе. Воспользуйтесь примерами из художественной, педагогической литературы, публицистических статей или собственного опыта. 2. Подготовьте презентацию по педагогическим конфликтам и способам их разрешения. 3. Деловая игра. Распределившись по группам из 4-5 человек, инсценируйте различные виды досуговой деятельности: встреча с представителем какой-либо профессии, день именинника, весёлые старты, проведение кружка, рыцарский турнир, день здоровья, путешествие по стране Знаний и пр. По окончании игры проведите коллективную рефлексию: Ø какие переживания испытал каждый участник на этапах подготовки и проведения игры, Ø каково влияние игры на личность отдельных студентов и микрогруппу участников, Ø позитивные и негативные моменты, пути их снятия, Ø педагогические уроки игры и пр. 4. Разработать перечень эффективных мер, отвечающих педагогическим целям и принципам, которые позволили бы регулировать взаимодействие учащихся с Интернет-средой. Рекомендуемая литература:
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |