Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекций




Лекция 1. Факторы становления и развития личности (2 часа).

Понятия личность, развитие, среда, социальные условия. Социальное и биологическое в человеке. Сферы личности, имеющие разную степень связи с биологическими предпосылками. Факторы развития личности: наследственность, среда и воспитание.

Воспитание, развитие и социализация личности. Взаимосвязь категорий человек - индивид – личность - индивидуальность; индивид – индивидуальность – субъект - личность.

Социализация как социально-педагогическое явление. Социализация, содержание социализации. Социальная активность - главное качество социализации. Факторы, влияющие на социализацию человека. Субкультура молодежи: понятие, причины возникновения, функции. Особенности социализации российской молодежи.

Взаимообусловленность воспитания и социализации, воспитания и развития.

Личность как субъект собственного развития и воспитания. Деятельность и общение в личностном становлении человека. Особенности влияния отдельных видов деятельности на развитие и формирование личности. Ведущая деятельность в развитии детей разного возраста.

Влияние воспитания и обучения на развитие личности. Теории развития и воспитания личности Ч.Х. Кули, Д.Г. Мида, З.Фрейда, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Л.С. Выготского, Р. Бернса.

Воспитание как средство управления развитием личности и индивидуальности. Управление процессами физического и психического развития учащегося. Основные потребности человека. Процесс принятия и исполнения решений в ситуации выбора.

Лекция 2. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Сущность и этапы процесса воспитания (2 часа).

Основные понятия и характеристики процесса воспитания. Воспитание как общественное явление, педагогический процесс и средство трансляции культуры. Логика воспитательного процесса. Воспитание в широком и узком смысле. Трудности в развитии теории и практики воспитания. Взаимосвязь воспитания и обучения, специфика воспитания. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

Сущность воспитания как целенаправленного влияния на систему отношений личности, его место в целостной структуре образовательного процесса. Отношения как психолого-педагогическая категория. Основные типы отношений (рационально-привычное и эмоционально-волевое). Процесс изменения характера отношений.

Цели воспитания, его закономерности и принципы: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация и дифференциация. Движущие силы воспитания.

Основные этапы процесса воспитания

Лекция 3. Методы и приемы воспитания как отражение психолого-педагогических закономерностей эффективного влияния (2 часа).

Система методов воспитания. Классификация методов воспитания как отражение логики и закономерностей формирования стереотипов поведения.

Педагогическое требование и его значение в воспитательном процессе. Техника предъявления педагогического требования. Возможные последствия постоянного и беспрекословного выполнения ребёнком выдвигаемых педагогом требований, предъявляемых к нему.

Методы и приёмы воздействия на сознание. Воздействие внушения на сознание человека. Сущность внушения. Убеждение как элемент структуры личности, основа её мировоззрения и метод воспитания. Сущность убеждения. Логические способы убеждения. Приёмы, способы и правила аргументации. Достоинства и недостатки дискуссии в процессе убеждения. Причины неэффективности убеждения.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу: упражнение, метод дилемм и др. Метод дилемм как основа нравственного воспитания. Сущность дилеммы. Требования к созданию и выбору дилемм, обеспечивающие эффективную «работу» метода. Рефлексия воспитанника как результат применения метода дилемм.

Поощрение, наказание, соревнование и перспектива как методы стимулирования воспитательного воздействия. Педагогические требования к применению этих методов.

Приёмы воспитания, их сущность. Классификация приёмов воспитания: приёмы организации деятельности и общения детей в коллективе («расскажи мне о себе», «расскажи мне обо мне», «справедливое распределение», «обмен ролями» и др.); приёмы организации диалога педагога с воспитанником («ролевая маска», «импровизация на свободную тему», «обнажение противоречий», «встречные вопросы» и пр.); приёмы использования художественной литературы, кинофильмов и т.п. («сочини конец истории», «добрые слова», «старая сказка на новый лад» и т.д.).

Критерии выбора методов и приёмов воспитания: цели и задачи воспитания; возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников; особенности социального окружения ребёнка и его референтной группы; профессиональная компетентность воспитателя и пр.

Лекция 4. Социальные группы и коллектив, их влияние на становление личности (2 часа).

Понятие социальной группы, классификация социальных групп. Понятие «коллектив» и его структура. Коллективная деятельность как основа формирования коллектива. Признаки коллективной деятельности. Этапы (стадии) развития коллектива.

Развитие личности в группе. Типы лидеров. Изучение неофициальной системы взаимоотношений в группе. Приемы выдвижения лидера. Методика смены позиции непризнанного в группе ученика. Традиции и их воспитательное значение.

Основополагающие принципы и идеи сотрудничества педагогов и учащихся: идея трудной и разделённой цели; идея совместного поиска цели; совместное творчество; оптимальные нормы отношений в коллективе и др. Работа воспитателя с активом.

Неформальные объединения молодежи. Причины появления неформалов. Характеристики неформального объединения. Тенденции развития неформального движения в России. Типологии неформальных молодежных объединений Функции неформальной группы. Взаимодействие детского коллектива с другими детскими и молодёжными коллективами и неформальными объединениями.

Причины возникновения молодежных субкультур. Черты молодежной субкультуры на уровне досуговой самореализации. Криминализация молодежных субкультур. Коллектив и примитивная асоциальная группа.

Лекция 5. Содержание воспитательной работы в современной школе. Проблема трудных детей. Педагогически и социально запущенные дети (2 часа).

Культура как основа содержания современного воспитания, его многоаспектность. Основные направления воспитательной работы: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое, политическое, патриотическое, гражданское и др.

Мораль как регулятор поведения человека. Этические нормы. Гуманизм и гуманность. Сущность и значение нравственного воспитания, его организация. Нравственное воспитание на уроке и во внеурочной деятельности. Теория дисциплины и воспитания дисциплинированности у школьников разного возраста. Половое и гендерное воспитание учащихся.

Сопротивление учащихся воспитанию, его причины. Понятие «трудные» дети предпосылки их возникновения. Проблема педагогической и социальной запущенности. Трудные подростки - результат отчуждения их от семьи и школы. Устойчивая деформация нравственно-волевой сферы личности как причина асоциального по содержанию поведения. Неблагоприятное положение большинства "трудных" в школьных классах, как причина и следствие отклонений в их духовном и нравственном развитии.Основные параметры зрелости личности. Особенности общения с "незрелым" подростком. Угрозы, замечания, назидания педагога как неэффективные способы воздействия в стремлении изменить незрелого отношения к себе «трудных» подростков. Превращение дефектов отношений в дефекты качеств личности. Методика перевоспитания. Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача.

Проблема гражданского и патриотического воспитания, актуальность её разрешения в современной России. Задачи и содержание гражданского и патриотического воспитания учащихся. Социальная активность граждан, её формирование у школьников. Возможности детских и молодёжных организаций в гражданском воспитании детей и подростков. Методика и организация патриотического воспитания в учебной и во внеучебной деятельности обучающихся.

Эстетика как наука о прекрасном, идея гармонии. Сущность и значение эстетического воспитания, его особенности в современных российских условиях. Методика эстетического воспитания. Эстетическое воспитание на уроке и во внеурочной деятельности. Связь эстетического и нравственного воспитания.

Лекция 6. Семья как институт воспитания. Особенности семейного воспитания (2 часа).

Сущность семьи и её функции. Характеристика современной российской семьи. Семья как фактор воспитания. Механизмы социализации в семье. Структурные деформации семьи и подросток. Противоречия и недостатки семейного воспитания, возможные пути их преодоления. Условия эффективности семейного воспитания. Характер взаимодействий и стили отношения родителей и детей. Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания. Воспитательная позиция родителей. Проблемы детско-родительских отношений. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как условие эффективности воспитания личности ребенка.

Задачи взаимодействия семьи и школы в педагогическом процессе. Функции школы, учителя и классного руководителя в работе с семьями и родителями учащихся: ознакомительная, просветительская, организационная, коррекционная. Содержание совместной деятельности семьи и школы по воспитанию детей и подростков. Традиционные и новые формы сотрудничества школы и родителей по воспитанию учащихся. Работа школы с различными категориями семей. Гуманный стиль взаимоотношений педагогов с родителями как условие их эффективного сотрудничества.

Лекция 7. Школа как центр организации культурно-просветительской деятельности и досуга учащихся. Проектирование и организация взаимодействия подрастающего поколения с информационной средой (2 часа).

Виды и формы проведения культурно-массовых мероприятий для учащихся и их семей (праздничные мероприятия, вечера встреч, музыкальные и поэтические вечера, встречи с представителями различных профессий, туристические поездки, экскурсии, походы и т.д.). Организация работы спортивных секций, кружков, школьного театра, киностудии, телевидения, выпуск школьной газеты. Проблема приобщения учащихся к использованию библиотечного фонда школы.

Особенности функционирования и использования ресурсов информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны. СМИ и их влияние на воспитание и развитие детей. Интернет как вид СМИ и средство коммуникации. Влияние Интернет на развитие личности школьника: возможности и ограничения. Проблема организации конструктивного взаимодействия школьников с Интернет и педагогического управления информационными потоками. Проектирование и поддержка функционирования школьного сайта, Интернет-форумов, телеконференций, межшкольных, межрегиональных и международных проектов. Личность и компьютер: возможности, риски и вызовы современной технологической эпохи.

Лекция 8. Управления и финансовое обеспечение современного образовательного учреждения (2 часа).

Предмет, задачи, функции управления образовательными системами; сущность и основные принципы управления. Школа как образовательная система и объект управления. Государственно-общественный характер управления современной системой российского образования. Нормативно-правовая база управления школой: законы и подзаконные акты. Устав школы, отражение в нём правового статуса образовательного учреждения и регламентации вопросов управления, финансово-хозяйственной деятельности и отношений с учредителем.

Принципы и методы внутришкольного управления. Должностные лица школы, их функциональные обязанности.

Органы коллегиального управления школой: школьный совет, педагогический совет, методический совет, родительский комитет и др. Их задачи и функции.

Педагогический коллектив и работа с педагогическими кадрами. Система повышения квалификации и аттестации сотрудников.

Внутришкольный контроль, его виды и формы, принципы и методы. Субъекты внутришкольного контроля.

Инновационная деятельность школы и мониторинг качества образования и образовательных услуг. Цель, задачи и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.

Финансовое планирование и бюджетное формирование расходов на школу. Задачи финансового планирования на основе нормативов. Финансирование школ на основе образовательного кредита. Внебюджетные средства и права школы на их использование.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.