Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинаров




Семинар 1. Педагогика как наука о воспитании (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Педагогика как область научного знания, её предмет и важнейшие проблемы исследования.

2. Применение педагогических знаний в процессе решения практических задач.

3. Педагогический опыт как источник развития педагогической науки.

4. Элементы искусства в педагогической деятельности.

Практические задания:

1. Познакомившись с содержанием публикаций в различных педагогических изданиях (журналы: «Народное образование», «Педагогика», «Школьные технологии», «Семья и школа» и др.; газеты: «Учительская газета», «Первое сентября», «Педагогический вестник» и др.), установите и охарактеризуйте педагогические проблемы, наиболее часто рассматриваемые на их страницах.

2. Проследите взаимосвязь педагогики с другими науками и опишите ёё по следующему плану:

Ø Основные направления взаимодействия;

Ø Примеры конкретных заимствований педагогики из других наук;

Ø Влияние педагогики на развитие других наук (указать конкретные примеры).

3. Подберите примеры творческого сотрудничества учёных педагогов и учителей. Охарактеризуйте их деятельность.

Рекомендуемая литература:

1. Журавлёв И.К. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

2. Журавлёв В.И. Взаимосвязь педагогической науки практики. – М., 1984.

3. Каптерев П.Ф. Педагогика – наука или искусство? // Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 49-62.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – Гл. 2-4.

6. Гребенюк О.С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М., 2004.

7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: В 2-х ч. Ч.1. – М., 2003.

Семинар 2. Проблемы методологии в педагогике и методологическая культура педагогов (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Понятие «методология». Методологические характеристики и методы научного исследования в педагогике.

2. Сущность педагогической аксиологии. Аксиологический подход к исследованию в педагогике.

3. Педагогическая антропология – целостное и систематическое знание о человеке и методологическое ядро педагогики.

4. Компетентностный подход как системная основа формирования содержания образования и образовательной подготовки обучающихся.

5. Методологическая культура педагога-учёного и педагога-практика.

Практические задания [1]:

1. Составьте и правильно оформите методологический аппарат реферата, курсовой или дипломной работы по педагогике. Тему работы можно выбрать по приведённым в Программе примерным спискам подобных работ.

2. Выберите одну из предметных компетенций по предмету вашей специальности и опишите её, заполняя по образцу приведённую ниже таблицу:

Описание предметной компетенции

Название компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции
Образе ц
Владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) Геометрические фигуры; математические множества Необходимость учёта и систематизации (товаров на складах, книг в библиотеке и др.) Расположение экспонатов в коллекции ученика; оформление ученического портфолио и пр.
       

3. Разработайте иерархическую систематизацию трёх уровней компетенций одного типа: ключевых, общепредметных, предметных. Результаты представьте в таблице «Динамика развития предметной компетенции ученика».

Технология проектирования компетенций

Ключевые компетенции Общепредмет-ные компетенции Предметы компетенции
Математика Русский язык Информатика Предмет по специальности студента
Образец
Коммуникативная компетенция Устный диалог Эвристическая беседа на математические темы Задание вопросов собеседнику Устное моделирование диалога «человек-компьютер»  
Конструирование ответа на вопрос
Диалог в письменной форме Использование древнегречес-ких апорий для объяснения математических парадоксов Самопрезентация в форме резюме Использование электронной почты для переписки  
Полилог (коллективная дискуссия) Групповая работа при выполнении математичес-кого проекта Ролевая форма представления текста произведения Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)  
           

4. Используя известные вам методы педагогического исследования и имеющиеся в научном арсенале методики, изучите и определите направленность ценностных ориентаций учащихся разного возраста. Установите, изменяются ли с возрастом отношения детей к окружающим людям, к самому себе, к природе, к познавательной и трудовой деятельности.

5. Составьте психолого-педагогическую характеристику одного из учащихся, используя педагогическое наблюдение, изучение продуктов его деятельности и школьной документации, беседы с ним самими, его родителями и учителями. На её основе выделите проблемы его образования, воспитания, развития и сформулируйте задачи педагогической работы с ним.

Рекомендуемая литература:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
  2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М., 1998.
  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – Гл. 4.
  6. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
  7. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003.
  8. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – Ч.1.

Семинар 3. Целостность педагогического процесса в образовательном учреждении (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное системное явление.

2. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса.

3. Закономерности и принципы педагогического процесса.

4. Диагностика педагогического процесса как основа его эффективного функционирования (её сущность, задачи и содержание; виды, особенности и условия сбора информации о нём).

5. Характеристика педагогического процесса в современной школе.

Практические задания:

1. Составьте программу изучения педагогического процесса в отдельной школе или классе и, проведя на её основе его исследование, дайте характеристику этого процесса в данной образовательной среде. Работу выполняйте по следующему плану:

Ø Определите и сформулируйте область изучения педагогического процесса – это и есть проблема, подлежащая исследованию;

Ø Выделите лиц, которых привлечёте к решению вашей проблемы (администрация, учителя, учащиеся, родители);

Ø Выберите методы, с помощью которых будете вести исследование;

Ø Составьте программу наблюдения, подготовьте вопросы для бесед или интервью, разработайте текст анкеты и т.п., учитывая цели опроса и особенности респондентов (социальный состав, возраст, уровень общей культуры и пр.);

Ø Используя подготовленные материалы, проведите сбор данных, обработайте их и проанализируйте результаты;

Ø На основе проведённого анализа составьте характеристику педагогического процесса.

2. Проведите изучение понятий «образовательный процесс», «педагогический процесс», «учебно-воспитательный процесс». На основе проведённого исследования выскажите научно обоснованное мнение, являются они тождественными или нет.

Рекомендуемая литература:

  1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М., 1991.
  2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. // Избранные педагогические произведения. – М., 1982. – С. 163-231.
  3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
  4. Сластёнин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. – М., 1996.
  5. Стефановская Т.А. Современная парадигма содержания педагогического процесса. – Иркутск, 1995.
  6. Ушинский К.Д. О разрыве между обучением и воспитанием. // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М., 1953. – С., 272-281.

 

Семинар 4. Проблема образования в современной дидактике. Общеобразовательная и профессиональная школа на современном этапе развития российского образования (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Дидактика как составная часть педагогики, её задачи в теории и практике.

2. Содержание понятия «образование» в философии, психологии и педагогике. Образование как ценность, социокультурный феномен и процесс. Образование и самообразование. Цели, содержание и структура непрерывного образования.

3. Общая характеристика системы образования в Российской Федерации. Современное российское законодательство об образовании.

4. Мировые тенденции развития образования в н. ХХI в.: Болонский процесс. Модернизация современной системы образования в России, его демократизация и гуманизация. Программы развития образования в Москве.

 

Практические задания:

1. Изучив литературу педагогическую литературу, проследите эволюцию понятия «дидактика» и составьте схему «Основные этапы развития теории обучения».

2. Составьте таблицу:

Категории дидактики

Классификация категорий Категории и понятия Их краткая характеристика
Философские    
Общенаучные    
Частнонаучные    

 

3.Выскажите аргументированное мнение, верны ли следующие утверждения:

Ø «Обучение – это освоение учащимися знаний, умений и навыков»;

Ø «Цель образования – передача знаний»;

Ø «Отталкиваясь от формулируемых философией целей образования и воспитания человека, дидактика разрабатывает формы и методы его обучения»;

Ø «Определение образовательных целей не входит в область интересов дидактики».

4. Провести анкетный опрос администрации образовательных учреждений разных типов и составить сравнительный анализ их целей и задач, учебных планов и программ, содержания и методов обучения.

5. Составить обзор педагогической периодики по проблеме модернизации современного российского образования.

Рекомендуемая литература:

  1. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Тёмина С.Ю., Куракина Е.Б. Теория обучения./Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2004.
  3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 49-54; 67-73.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2003.
  5. Национальная доктрина развития образования России. – М., 1998.
  6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – С. 266-282; 301-311;346-349.
  7. Смирнов И.П. Человек – образование – личность. – М.:УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.
  8. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. – М.: «Логос», 2001.

Семинар 5. Обучение как целостный процесс (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Общетеоретические, методические и психологические идеи о процессе обучения.

2. Характеристика обучения как целостно процесса. Его закономерности, принципы и движущие силы.

3. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

4. Инновационные подходы к организации процесса обучения в современной школе.

Практические задания:

1. Проанализируйте содержание понятий «образовательный процесс» и «процесс обучения» и сформулируйте аргументированное мнение, являются ли они тождественными, оформив его в виде учёной записки.

2. Изучите и проанализируйте осуществление функций обучения в образовательных учреждениях различных типов.

3. Наблюдая за работой учителя, проанализируйте его взаимодействие с учащимися с позиций реализации функций обучения.

4. Проведите наблюдение за ходом урока по своей специальности и установите, какими принципами обучения руководствовался учитель. Своё мнение аргументируйте.

5. Проведите наблюдение урока и определите, какие факторы принимает учитель в расчёт, организуя процесс обучения, какие он учитывает недостаточно, на какие не обращает внимания. Изучите результаты обучения, взяв срезы знаний, и сделайте научно обоснованный вывод о влиянии выделенных факторов на результаты обучения.

6. Понаблюдайте за ходом 2-3 уроков по предмету вашей специальности, проводимых различными учителями в одних и тех же возрастных группах учащихся, и составьте аналитическую записку об использовании ими деятельностного подхода к построению процесса обучения. В записке должны найти отражение следующие положения:

Ø Сущность деятельностного подхода;

Ø Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на различных этапах урока, их целесообразность;

Ø Используемые педагогами способы стимулирования познавательной активности школьников, их эффективность;

Ø Оценка эффективности применения деятельностного подхода к организации обучения по решению поставленных учителем задач урока.

7. Проведя наблюдение за ходом 2-3 уроков в одном детском коллективе по нижеприведённому плану, определите, как процесс обучения влияет на их психосоматическое состояние. План:

Ø Место урока в системе уроков учебного дня;

Ø Чередование видов учебной деятельности и их продолжительность;

Ø Приёмы формирования у обучающихся интереса к изучаемому предмету;

Ø Способы поддержания внимания и стимулирования познавательной деятельности;

Ø Использование физкультминуток и юмора для снятия утомления;

Ø Рассадка учащихся и контроль за их рабочей позой на уроке;

Ø Соответствие учебного помещения требованиям санитарно-гигиенических норм и правил.

Рекомендуемая литература:

1. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Тёмина С.Ю., Куракина Е.Б. Теория обучения. / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 226-249.

3. Осмоловская И.М. Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Ромашова С.Н. Методика и техника здоровьесберегающего обучения в современной школе. – М.: Экон-информ, 2011.

5. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 129-180; 200-216.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

7. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. И.Я. Лернера, В.В.Краевского. – М., 1989.

8. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Высш. шк., 2007. – С.82-106.

 

Семинар 6. Содержание образования в современной школе (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Понятие «образование» в философии, психологии и педагогике. Образование как ценность, социокультурный феномен и процесс.

2. Сущность содержания образования. Теории его формирования.

3. Нормативные документы, отражающие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.

4. Учебник, современные требования к нему. Общие черты и особенности электронных учебников.

5. Мировые тенденции развития образования и его модернизация в РФ.

Практические задания:

1. Проанализируйте одну из учебных программ по предмету своей специальности и определите возможности реализации задач образования.

2. Сравнив и проанализировав высказывания учителей, найдите в их утверждениях ошибки, своё мнение обоснуйте:

Ø «Стандарт образования – модель выпускника школы»;

Ø «Учебный план – это программа изучения содержания образования»;

Ø «Содержание образования – это знания, которые ученик получает в школе».

3. Сравните учебные планы образовательных учреждений разных типов и проследите в них:

Ø Функции государственного образовательного стандарта;

Ø Инвариантную и вариативную части;

Ø Наличие общего и особенного.

4. Изучите учебник по предмету специальности и дайте его анализ по следующим вопросам:

Ø Имеется ли в учебнике предисловие, которое объясняет цель и задачи содержания книги?

Ø Соответствует ли содержание учебника требованиям ФГОС и учебной программы, а также возрастным особенностям учащихся?

Ø Какие приёмы использует автор для активизации познавательной деятельности учеников в процессе работы с книгой?

Ø Имеются ли в учебнике иллюстрации? Какие, как они связаны с текстом учебника?

Ø Содержатся ли в конце параграфов и глав резюме и выводы?

Ø Каков внешний вид учебника (переплёт, бумага, шрифт, иллюстрации)?

Ø Соответствует ли учебник требованиям санитарно-гигиенических норм?

5. Составьте фрагмент рабочей программы для темы или раздела по предмету вашей специальности, изучаемых в каком-либо классе. Опишите её основные элементы по следующему плану:

· Смысл, цель и задачи программы;

· Формируемые ключевые, общепредметные и предметные компетенции;

· Развиваемые личностные качества учащихся;

· Основные виды их учебной деятельности;

· Технологии, формы и методы обучения;

· Фундаментальные образовательные объекты и проблемы;

· Культурно-исторические знания;

· Образовательная продукция учеников;

· Формы, контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

Рекомендуемая литература:

  1. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Тёмина С.Ю., Куракина Е.Б. Теория обучения. / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 226-249.
  3. Осмоловская И.М. Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 129-180; 200-216.
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Высш. шк., 2007. – С.82-106.
  6. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. – М.: «Логос», 2001.

Семинар 7. Методы, приёмы и средства обучения в современном образовательном процессе (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Соотношение понятий «методика», «метод», «приём» обучения.

2. Система методов обучения, их характеристика, развивающие и воспитывающие возможности.

3. Классификация и общая характеристика средств обучения, их функции в организации процесса обучения. Компьютеры в обучении: проблемы и перспективы.

4. Педагогическое творчество учителя в выборе и использовании методов и средств обучения.

Практические задания:

1. Составьте таблицу «Взаимодействие учителя и учащихся при использовании различных методов обучения»:

Взаимодействие учителя и учащихся при использовании различных методов обучения

Название метода обучения Деятельность учителя Деятельность учащегося
     

2. Разработайте и представьте на занятии собственную идею использования различных услуг Интернет в педагогической практике:

Ø при подготовке к уроку;

Ø в процессе внеклассной воспитательной работы по предмету;

Ø для повышения своей профессиональной квалификации.

3. Используя доступные Вам источники информации (газеты, журналы, методические разработки, информационные службы Интернет и т.д.), выявите школы г. Москвы или округа, в котором Вы живёте, имеющие опыт работы с телекоммуникациями. Проанализируйте, для каких целей и насколько эффективно они используются.

4. Проведите наблюдение за ходом различных школьных уроков и установите, какие методы обучения чаще всего используют учителя.

5. Подготовьтесь к дискуссии в своей студенческой группе по следующей проблеме: страны Запада заинтересованы в продвижении на различные образовательные рынки, включая и российский, своих образовательных программ. Каковы интересы России в этой ситуации?

Проводя дискуссию, возьмите на себя роль ведущего. По её завершению осуществите познавательную рефлексию по следующим вопросам:

Ø Были ли в ходе дискуссии решены поставленные педагогические задачи?

Ø Удалось ли заинтересовать сокурсников обсуждаемой проблемой?

Ø Какие приёмы использовались Вами для стимулирования активности студентов?

Ø Что, как Вам кажется, удалось осуществить в ходе дискуссии наиболее успешно?

Ø Что оказалось самым трудным на этапе подготовки и в момент проведения дискуссии?

Ø Какие изменения Вы бы внесли в Ваш план, получив определённый опыт использования метода дискуссии?

 

Рекомендуемая литература:

1. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Тёмина С.Ю., Куракина Е.Б. Теория обучения. / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 129-132.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 258-276.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 216-244.

6. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Колл. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.

7. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. И.Я. Лернера, В.В.Краевского. – М., 1989.

8. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Высш. Шк., 2007. – С. 368-395; 433-454.

Семинар 8. Формы организации обучения и их развитие в современной дидактике (2 часа). ( Возможно проведение дидактической игры«Урок – основная форма обучения»).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Понятия систем и форм организации обучения. Развитие систем и организационных форм обучения в педагогической теории и практике.

2. Классификация и характеристика форм организации обучения, требования к их конструированию и выбору.

3. Задачи и типы уроков, их структура. Требования к современному уроку. Проблемы и перспективы урока как формы обучения.

4. Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

5. Творчество учителя в подготовке и проведении урока.

Практические задания:

1. Посетите несколько уроков и определите их тип и вид. Приведите убедительные доказательства в защиту своего мнения.

2. Изучив педагогическую литературу и проведя беседы с учителями о том, что значит в их понимании хороший урок, составьте свою схему анализа урока.

3. Разработайте план и конспект урока по одной из тем по предмету вашей специальности, используя оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации познавательной деятельности учащихся.

Рекомендуемая литература:

1. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Тёмина С.Ю., Куракина Е.Б. Теория обучения./Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.251-258.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: В 3 ч. – Ростов н/Д., 2005-2006.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов н/Д., 2003.

5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2007.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – С.294-298.

7. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.244-258.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 324-365; 536-600.

  1. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: Российское педагогическое общество, 1997.

Семинар 9. Диагностика и коррекция школьной успеваемости (2 часа).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Диагностика школьной успеваемости, ее сущность и содержание.

2. Понятие проверки и контроля образовательных компетенций учащихся. Виды и формы контроля. ГИА и ЕГЭ, их плюсы и минусы.

3. Диагностика обучаемости и обученности как управленческая функция. Коррекция успеваемости на основе анализа состояния обученности школьников.

4. Отметка, оценка и самооценка знаний, умений и навыков учащихся. Особенности оценивания знаний, умений и навыков обучающихся в опыте современных российских учителей. Безотметочное обучение: проблемы и перспективы.

Практическое задание:

1. Оцените эффективность устного опроса у доски в описанных ниже случаях и ответьте на следующие вопросы:

Ø Есть ли между ними что-нибудь общее?

Ø Какие особенности можно отметить в поведении учителя, чем они могут быть вызваны?

Ø Какие образовательные и воспитательные задачи ставит учитель, организуя опрос у доски?

Ø Какие задачи, непредусмотренные ранее, порождают ситуации, можно ли их решить на данных уроках?

Ø Какими приёмами может воспользоваться учитель для повышения эффективности устного опроса учащихся и предупреждения негативных ситуаций?

а) Идёт урок природоведения в 4-м классе. Коля отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же взмывает лес рук. Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же минуту. Коля всё чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается.

Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но, наконец, не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправить и дополнить ответ. Теперь Коля занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он всё больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный замолкает.

- Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята так тебе помогали… Опять не доучил!

б) Урок биологии. Отвечает Ира. В классе тихо. Но что это за тишина? Товарищи слушают ответ Иры? Некоторые – да. А остальные? Давайте понаблюдаем за девятиклассниками.

Вот три девочки, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно – на лицах глубокая задумчивость и мечтательность. Некоторые тихонько открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему уроку. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах весьма далёких от содержания занятия. Больше половины класса, присутствуя, отсутствует.

Ира допускает ошибку, но нет желающих её поправить. Может быть, замечания будут после? Нет. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа.

2. Из перечисленных высказываний выберите те, что определяют главные условия, при соблюдении которых отметка становится одним из эффективных средств борьбы за качество знаний:

Ø Поощрение отметкой;

Ø Комментирование отметки;

Ø Объективность отметки;

Ø Тайна отметки;

Ø Угроза сообщить родителям или перевести в разряд слабых учащихся.

3. Проанализировав оценочные суждения учителя, ответьте, какие задачи он пытается решить с помощью положительных высказываний о работе ученика, получившего неудовлетворительную отметку. Приведите варианты оценочных суждений учителей (положительных, негативных, нейтральных) в адрес учащихся, получивших неодинаковые отметки: выше обычного, ниже обычного, такие же как обычно. Будут ли различаться суждения по поводу одинаковых отметок сильных и слабых учеников?

Ø Петренко – четыре. Как всегда у тебя хорошая работа. Но, к сожалению, в ней обнаружилась одна грамматическая ошибка. Ошибка, понимаю, случайная, но всё-таки ошибка.

Ø Сичкарь – тоже четыре. Поздравляю, молодец! Так держать! Кажется, у моряков принято так говорить?

Ø Желтобрюх – у тебя в этот раз семь ошибок. Это в два раза меньше, чем было в предыдущей работе. Сдвиги значительные. Осталось немного – и ты покончишь со своими двойками. Надеюсь, что сегодняшняя будет у тебя последней.

4. Проанализируйте ответ ученицы 5 класса и скажите, какие недостатки знаний он демонстрирует? Как должен работать учитель, чтобы предупредить подобные недостатки? Что и как следует исправлять?

Ученица, отвечая на вопрос о причинах падения Западной Римской империи отвечает: «В Римской империи был рабовладельческий строй. В нём жили рабы и колоны. Они были под тяжестью колонов и им было очень тяжело. Потом через границу перешли варвары и приблизились к рабовладельческому строю. Рабы увидели варваров. Они начали раскачивать рабовладельческий строй изнутри. Они открыли ворота и варвары вошли в этот город. Рабовладельческий строй упал. Рабы повели варваров к богатым. Варвары взяли там много богатств».

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки: Экспериментально-педагогическое исследование. – М., 1984.

2. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Тёмина С.Ю., Куракина Е.Б. Теория обучения. / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Ахтубина Т.В., Пыляева Н.М. Преодоление трудности учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.

4. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки: Психодидактический аспект. – М., 2008.

5. Костылев Ф.Р. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы. – М., 2000.

6. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2000.

7. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М., 2003.

8. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. / Под ред. Е.Б.Божович. – М., 1995.

9. Симонов В.П. Диагностика степени обученности. – М., 1999.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Иерархия и взаимосвязь общечеловеческих, исторических, национальных и индивидуальных ценностей воспитания.

2. Диалектика соотношения цели, средств и результата воспитательного процесса.

3. Движущие силы и закономерности развития личности: психолого-педагогический аспект.

4. Взаимосвязь социализации и воспитания личности: цель, задачи, содержание.

5. Проблемы воспитания, развития и социализации личности в современной педагогической литературе.

6. Демократизация образования.

7. Гуманизация и гуманитаризация образования.

8. Диверсификация образования.

9. Информатизация образования.

10. Профессионализация образования.

11. Познавательная деятельность школьников как фактор развития личности и успешности учения.

12. Структура познавательной деятельности учащихся, её стимулирование в процессе обучения.

13. Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения.

14. Мотивация учебной деятельности школьников, методы и приёмы её формирования в процессе обучения.

15. Проблема слабоуспевающих и отстающих школьников, работа учителя с ними.

16. Формы и методы обучения и воспитания одарённых детей.

17. Принципы дидактики.

18. Диагностика деятельности педагога в процессе обучения.

19. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения, их сущность и педагогическая целесообразность.

20. Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью.

21. Развивающая и коррекционная работа с учащимися в процессе обучения.

22. Современные образовательные и информационные технологии обучения, общие подходы к их разработке.

23. Достоинства и недостатки современных образовательных технологий.

24. Профессиональное мастерство учителя в использовании образовательных технологий.

25. Проблема поддержания детского здоровья в ОУ. Технологии здоровьесберегающего обучения.

26. Формирование культуры здоровья у учащихся в процессе обучения.

27. Организация образовательного процесса в ОУ различных типов. Авторские школы.

Рекомендуемая литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 1992.

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  2. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Тёмина С.Н., Куракина Е.Б. Теория обучения. / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  3. Ахутина Т.В., Пыляева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.
  4. Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
  5. Баныкина С.В., Башмакова Е.А. и др. Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную практику. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008.
  6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? – М., 1991.
  7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

10. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки. Психодидактический аспект. – М., 2008.

  1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании. – М., 1985
  2. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Пер. с англ. – М., 2004.
  3. Гликман И.З. Педагогическое стимулирование. Методическое пособие для руководителей школ. – М.: Народное образование, 2007. – С. 4-120.

14. Гузеев В.В. Постановка целей и дифференциация образовательного процесса. – М., 1998.

  1. Гуревич К.М. Психологическая коррекция умственного развития. – М., 1990.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1994.д ред. В.и. Лубовского. – Смоленск, 1994.
  4. Краевский В.В., Хуторской А.С. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
  6. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб., 1996.
  8. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. – М., 1986.
  9. Мотивы учения и пути их формирования в учебно-воспитательном процессе. – Мн., 1982
  10. Одарённые дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  12. Ромашина С.Я., Майер А.А., Межина А.В. Фасилитация развития субъекта образованияю. – М.: МГПУ, 2010.
  13. Ромашова С.Н. Методика и техника здоровьесберегающего обучения в современной школе. – М.: Экон-информ, 2011.
  14. Семенцов В.В. Индивидуализация классно-урочного образования: проблемы и перспективы. / Отв. редактор М.А. Ушакова. – М., 1998.
  15. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода. // Народное образование. - 2003. - № 8. – С. 136-139.
  16. Современные образовательные технологии. / Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.
  17. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
  18. Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Вып. 2. / Сост. О.Б. Логинова. – М.: «Образование для всех», 1994.
  19. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  20. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М., 1989.
  21. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). – М., 1994Шиянов Е.Н., Еотова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.
  22. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
  23. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. – М., 1988.
  24. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение,1986.
  25. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности. // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 2001. – С.284-295.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.019 сек.