Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Теория целостности педагогического процесса




Лекция 2. Методология и методы исследования в педагогической науке.

Сущность понятия «методология». Понятие «методология педагогической науки». Философская и психофизиологическая основа педагогики

Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические. Актуальные проблемы и тенденции развития педагогической науки в современном мире.

Основные методологические подходы к педагогическому исследованию. Понятие «аксиология». Аксиологический подход в педагогике. Педагогические ценности, их классификация. Педагогическая антропология как философская база воспитания.

Понятие «метод». Методы исследования в педагогике. Теоретические и эмпирические методы исследования: интерпретация, научное наблюдение, опросные методы, педагогический эксперимент, статистические и др. Выбор методов исследования и особенности их применения в педагогике. Современные информационные и коммуникативные технологии в педагогическом исследовании. Оформление и внедрение результатов педагогического исследования.

Понятие педагогический процесс. Философская основа отечественной педагогики. Движущие силы развития педагогического процесса. Функции педагогического процесса.

Понятие «педагогический процесс». Гуманизм – как основа педагогической деятельности в отечественной школе. Гуманизация образования как ведущий принцип образования, воспитания и развития. Гуманистические функции образования. Диалектическое единство общественного и личного в гуманистически ориентированном образовании. Движущие силы развития педагогического процесса: возможные противоречия педагогического процесса, противоречия в деятельности педагога, противоречия, вызывающие барьеры в решении педагогических задач

Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность, цикличность... Функции педагогического процесса. Цель - определяющий компонент содержания педагогического процесса.

Лекция 4. Образование и образовательная политика в современной России. Образовательный процесс в различных типах учебных учреждений. Авторские школы.

Дидактика как теория образования, обучения и ее важнейшие понятия и проблематика. Образование как система. Возникновение и развитие социального института образования. Образование как педагогическое явление.

Педагогическая система как подсистем общества, компонентам которой присущи связи и отношения. Характеристика образовательной системы РФ. Типы средних общеобразовательных учебных учреждений, основанные на классно-урочной организации обучения и альтернативные учебные образовательные учреждения. Различные типы общеобразовательных школ: общеобразовательные средние школы, профильные средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи; государственные и частные средние общеобразовательные школы; авторские школы В.А.Караковского, А.Н.Тубельского, А.Каспаржака и др

Система экстерната и домашнего образования. Понятие непрерывного образования, его цели, содержание и структура. Образование и самообразование.

Альтернативные формы организации обучения: школы М.Монтессори, С.Френе, вальдорфские школы, открытые школы и др. Цели, задачи, способы организации обучения в данных школах, функционально-ролевые позиции учителя и учащихся, ведущие принципы, достижения и проблемы.

Современное мировое образовательное пространство. Мировые тенденции развития образования. Болонский процесс и участие в нём России.

 

Лекция 5. Основы формирования содержания образования.

Сущность содержания образования, характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к нему. Теории формирования содержания образования: формального образования, материального образования, дидактического утилитаризма, проблемно-комплексная, структурализма. Принципы и критерии отбора содержания образования. Структура изложения содержания образования в учебном процессе: линейная, концентрическая, спиральная смешанная.

Нормативные документы по содержанию образования. Государственный образовательный стандарт, его основные функции. ФГОС последнего поколения для общеобразовательной школы. Проблемы формирования образовательных стандартов. Принцип минимакса. Этническая дифференциация образования. Сочетание федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования.

Учебный план, его типы. Принципы построения планов. Совершенствование планов с развитием общества и образования.

Учебная программа. Сущность и структура программы. Принципы ее построения. Обеспечение межпредметных связей. Влияние программы на преподавание предмета.

Сущность учебника, его влияние на учебный процесс. Современные требования к школьному учебнику. Новые подходы к разработке программ и учебников. Электронный учебник как разновидность учебных пособий, его плюсы и минусы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.