КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составные части образования как единого системного процесса
Культура - это система средств и способов интеллектуально управляемого целенаправленного воздействия субъекта на среду, система средств и способов, выработанных человечеством в процессе его прогресса, творчески отобранных, систематизированных и освоенных конкретным субъектом, это система, корректное использование которой существенно повышает эффективность деятельности по обеспечению устойчивости, прогресса и счастья самого субъекта и необходимых ему систем. Культурное наследие общества и культура субъекта. При обращении к проблематике культуры мы сразу же сталкиваемся с множественностью различных пониманий феномена культуры при отсутствии достаточно обобщенного и операционального определения. В литературе используются описательные, исторические,генетические, нормативные, ценностные, психологические, определения на базе теорий обучения, структурные, идеологические, символические определения культуры. Все они имеют право на существование как отражение различных аспектов культуры. Для наших целей нужно обобщающее определение, в которое все вышеперечисленные входят в роли конкретизации отдельных сторон. Основное достоинство данного определения - его конкретность, обусловленная выделением носителя культуры. Культуры вне субъекта нет. Вне субъекта есть только культурное наследие как совокупность компонентов, из которых тот или иной субъект может начать создавать свою особую культуру. Из всего культурного наследия, имеющегося на планете, каждому из субъектов известна только его часть. Большая часть известного недоступна для освоения. Частью культуры субъекта становятся только те доступные и известные средства и способы их использования, которые им творчески освоены. Присвоить, усвоить и освоить – три ступени восхождения от культурного наследия к культуре субъекта. Присвоить – иметь принципиальную возможность и право на использование культурного наследия по собственному усмотрению. Усвоить – воспринять, понять и запомнить какое-либо содержание вплоть до готовности применить его согласно рекомендациям источника. Освоить - для каждого конкретного субъекта означает: без полученного извне готового алгоритма включить новое в ранее имевшуюся систему собственной культуры и подготовить к применению для достижения собственных целей по собственным принципам и правилам использования с выходом за границы ранее имевшихся «рецептов» вплоть до возможности этого использования без постоянного контроля со стороны собственного сознания. Один и тот же компонент культурного наследия может стать частью культуры, а может стать и частью разрушительной псевдокультуры. Все зависит от соответствия или несоответствия той или иной части присвоенного и освоенного культурного наследия сущности субъекта, его интеллекту, условиям, целям и способам его жизнедеятельности. (Палка, нож, химический препарат могут и защитить жизнь, и разрушить ее.) Культурой следует признать только то, что отвечает требованиям указанного ранее соответствия. Соответствие это оценивается по тому, насколько в случае корректного использования тот или иной компонент культуры повышает эффективность самостоятельной деятельности субъекта по обеспечению им устойчивости, прогресса и счастья его самого и необходимых для этого систем. Отсюда следует, что культурное наследие само по себе не делает человека культурным. А процессы перехода от культурного наследия к культуре определенного субъекта могут протекать по-разному. Этими процессами можно и нужно управлять как по воле самого субъекта, так и корректировать извне. Становление культуры конкретного субъекта происходит двумя путями: во-первых, это осознаваемое и целенаправленное образование и самообразование; во-вторых, воздействие непосредственно на подсознание субъекта. Это воздействие может осознаваться другими людьми, но может и не осознаваться ими. Но все указанные воздействия должны быть выше определенного порога, чтобы инициировать и корректировать собственную деятельность субъекта в двух ее видах - информационном и непосредственно практическом. Только в процессе собственной деятельности субъект может осваивать новые средства и способы жизнедеятельности. Предназначенное для деятельности и осваиваться может только в процессе деятельности. Переходы от того или иного культурного наследия к собственно культуре субъекта протекают по конкретным частностям, но результируются в систему. Культура – это система, а не просто комплекс составляющих. Реально все части культуры по законам внутрисистемного взаимодействия усиливают или ослабляют значимость друг друга применительно к жизни носителя данной культуры. В реальной жизни процесс формирования культуры субъекта как более или менее целостной гармоничной системы состоит из множества отдельных частностей. В трехмерную матрицу жизнедеятельности субъекта и соответствующей ей культуры, как в общую «обойму», укладываются все частности культуры как «оснастки» интеллектуально управляемой деятельности субъекта. Грани матрицы задаются гранями требуемой жизнедеятельности конкретного субъекта (рис. 1).
Рис. 2 Первая грань (основание) – вид или сфера деятельности, для которых нужны те или иные средства и способы. Вторая (левая на рисунке) грань – определяется по тому, какому из 4 компонентов интеллекта, управляющему той или иной деятельностью, служит «оснасткой» та или иная часть культуры. (Напомним, что эти четыре компонента интеллекта образуются в результате различий сознательного и подсознательного в формально-логической и в чувственно-эмоциональной сферах информационных процессов.) Третья грань (передняя на рисунке) – р азличные этапы деятельности: от первичного восприятия информации о ее текущем состоянии до оценки итоговых результатов собственной целенаправленной практической деятельности. Анализ ситуации, выбор целей, самопрограммирование, практическая реализация собственных программ, оценка результатов и корректировка последующей деятельности – на каждом из этих этапов используются разные средства и разные способы. Анализ по данной матрице позволяет выявлять и устранять диспропорции в развитии культуры субъекта и посредством этого гармонизировать развитие его личности, что обеспечивает устойчивость, прогресс и счастье. Такое понимание сути феномена культуры: 1) предотвращает обман и самообман путем подмены культуры совокупностью присвоенных или даже усвоенных компонентов культурного наследия. Оно ориентирует именно на творческое их освоение с обязательным объединением в целостную гармоничную систему; 2) дает возможности более эффективного обеспечения, управления и корректировки процессов формирования и развития культуры тех или иных субъектов; 3) ориентируя на целенаправленное повышение взаимосогласованности в развитии исходной базы субъекта, его интеллекта, культуры и среды обитания, позволяет более эффективно добиваться повышения устойчивости, прогресса и счастья, предупреждать появления и проявления псевдокультуры. Итак: формирование и развитие личности субъекта самоуправления складывается из формирования и развития культуры данного субъекта (обеспечение освоения им средств и способов, которые ему потребуются для предстоящей деятельности), и гармоничного развития его интеллекта как потенциальной способности воспользоваться имеющимися средствами, выбирая оптимальные способы для каждой конкретной ситуации. Как и физические качества, интеллект и культура формируются и развиваются в ходе различной деятельности индивида, оказываясь своего рода «сверхзадачей» по отношению к непосредственным целям и содержанию как информационной, так и практической деятельности. Возможности для такой деятельности задают условия, в которых оказывается индивид – спонтанно, случайно или в результате создания ситуации педагогом. Условия создают потребности и принципиальные возможности их удовлетворения. Направленность, содержание деятельности, ее форму, режим, интенсивность задает управление со стороны педагога, самоуправление самого индивида – как осознанное, так и подсознательное. Там, где ситуация и ее использование задаются от «сверхзадачи», от педагогических целей – там можно и нужно говорить об образовании и о самообразовании. Из общей «сверхзадачи» - соответствующего формирования и развития субъекта – системное образование выделяет 4 «подуровня»: обучение, воспитание, профессиональная ориентация и ориентация социальная - тесно взаимосвязанных, но все же существенно различных по содержанию, по формам и закономерностям. В нашем контексте обучение – это категория для обозначения процесса передачи информации для превращения ее в знания данного субъекта, формирования и развития умений, навыков, способностей и тренированности, необходимых для эффективного применения этих знаний. Из этих слов только два нуждаются в уточнении. Умения – это способность к выполнению определенных действий под контролем сознания. При этом индивид может использовать разные средства разными способами, но только при условии, что его внимание полностью сосредоточено на выполняемых действиях. Узнать, как надо действовать, затем пробовать. Все внимание на собственные действия - и, тем не менее, сначала получаются ошибки. Об умении можно говорить тогда, когда ошибок уже нет, но только при сосредоточенном внимании. Когда приходит навык, во время действия можно внимание направлять и на другие объекты - нужные движения происходят «сами собой». Так после выработки навыка езды на велосипеде кажется, что руль слегка поворачивается сам собой. Фактически действиями в это время руководит подсознание, не отвлекая внимания, освобождая его для контроля над другими действиями, т.е. навык – это способность выполнять данные действия под контролем преимущественно подсознания. Постепенно развивается координация движений (способности) и выносливость (тренированность). Именно тренированность приходится восстанавливать после длительного перерыва в данной деятельности. Все это вместе взятое – и есть обучение как процесс и обученность как результат.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |