Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И феномен социального ипринтинга




 

Ранее уже было сказано, что в современных условиях главная задача системы образования заключается не в том, чтобы дать больше знаний, а в том, чтобы подготовить выпускников к принятию оптимальных решений в предстоящих непрогнозируемых ситуациях, в ситуациях, которые будут изменяться все быстрее и все неожиданнее. Это значит, что им самим предстоит обнаруживать проблему, выбирать контекст, в котором рассматривать данную проблему, выбирать точку зрения и использовать научно-теоретический аппарат для мысленного моделирования, используя объем информации, практически необозримый на эмпирическом уровне. Это связано с углублением общего социального кризиса.

Как частный случай первого условия эффективности любой системы - выполнения требования соответствия между элементами, из которых будут создаваться система, и тем, что нужно получить в итоге для системы образования это становится задачей обеспечивать соответствие между развиваемой личностью и теми социальными системами, в которых эта личность будет жить. Если это соответствие оказывается неполным, то или система старается уничтожить (как минимум изолировать) не соответствующего ее требованиям индивида, или индивид пытается переделать, а то и разрушить систему, не соответствующую его требованиям. Именно поэтому сегодня действия, приводящие к катастрофам различных систем, совершаются членами этих систем.

Еще в прошлом веке Ф.М. Достоевский сформулировал главную проблему человеческого общества: как обеспечить братство людей. Именно недостаток или даже полное отсутствие братства приводит к тому, что все, создаваемое людьми, оборачивается затем против людей. Проблема в том, что в природе человека братства нет, а братству невозможно. Можно дать знания по математике и научить пользоваться ими, можно это же самое по физике. Можно и знания о братстве дать, можно научить пользоваться ими, а братства не будет - это качество взаимоотношений между индивидом и обществом, отношений, которые являются проявлением глубинной сущности человеческой личности. Это глубинное сущностное качество личности, задающее такие отношения между индивидом и обществом, когда каждая их взаимодействующих сторон стремится отдать все имеющееся у нее, ничего не желая получить взамен кроме удовлетворения от того, что другой стороне благодаря твоей самоотдаче надежно обеспечены устойчивость, прогресс и возможности для счастья. Это сущностное качество личности обозначается термином духовность.

Любые действия человека - это проявление его качеств, способностей, сути. И вот тут можно в предельном обобщении выделить три типа людей как социальных субъектов. Используя ставшие распространенными литературные образы, типы эти можно обозначить так:

«раковая клетка»; «премудрый пескарь»;«Данко».

Раковая клетка выходит из подчинения законам жизнедеятельности организма за счет окружающих ее клеток, разрастается, губит вырастивший ее организм и погибает вместе с ним сама, поскольку вне организма жить не может. Это относится и ко всем людям-паразитам, не только к преступникам, но и к тем, кто формально не нарушает уголовного кодекса.

«Премудрый пескарь» сидит в своей норке, старается не высовываться, ни во что не вмешиваться, ни на что не влиять, ничем не рисковать - окружение может не заметить ни жизни его, ни смерти - зачем он жил?

Но человек в одиночку не может из человеческого детеныша ни в человека превратиться, ни даже человеком остаться, не может свою личность сохранить на уже достигнутом уровне развития. Позиция «Премудрого Пескаря» - далеко не мудрая позиция. Это бесполезная, а то и вредная для окружающих и опасная для самого индивида позиция, причем опасность эта ничем не оправдана.

Третья позиция - «Данко». Это противоположный полюс по отношению к позиции «раковой клетки».

В реальной жизни почти каждый человека оказывается в промежутке между позицией «Премудрого Пескаря» и одним из полюсов, которые здесь обозначены как «позиция раковой клетки» и «позиция Данко». В какую сторону от «нейтрали» и на какой дистанции от нее – каждый выбирает сам.

Откуда берутся «раковые клетки», «Премудрые Пескари» и «Данко», если генами это не задано, а призывать той или иной к постоянной жизненной позиции - бесполезно? Из всех слов современного русского языка слово «духовность» точнее всего, на наш взгляд, обозначает то качество субъекта, которое задает ту или иную жизненную позицию.

Именно проявление духовности обеспечивает максимальную устойчивость личности в самых критических ситуациях и выражается, в частности, в братстве, как общей характеристике отношения данного субъекта к другим людям.

Понимание личности как социально обусловленного и общественно значимого феномена, проведенный на базе системного подхода анализ сущности образования и его составных частей позволяют в качестве центральной части той воспитанности и социальной ориентированности, которые объективно необходимы сегодня и еще более необходимыми становятся в перспективе, позволяет выделить духовность как наиважнейшую характеристику субъекта любого уровня: от личности до цивилизации в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.