Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план 1 страница




дисциплины "Социальная педагогика"

№ п/п Название темы Количество часов по видам занятий
Лекции лаборат занятия семин. зан. самост. раб.
  Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет        
  Основные категории, функции и задачи социальной педагогики        
  Основные принципы социальной педагогики        
  Социально-педагогический процесс и его основные компоненты        
  Социализация человека как социально-педагогическое явление        
  Факторы социализации        
  Воспитание в контексте факторов социализации        
  Социально-педагогическая виктимология        
  Педагогическая культура социального работника        
Итого:        

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет.

 

План:

 

1. Истоки социальной педагогики как отрасли педагогического знания.

2. Характеристика основных подходов к социальной педагогике в системе социального знания.

3. Социальная педагогика как интегративная область знания.

4. Структура социальной педагогики; социальная педагогика как учебный предмет.

5. Социальная педагогика и социальная работа: общее и особенное.

 

Рекомендуемая литература:

 

Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. –М., 1994.

Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие / И. А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.

Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. –М.: Академический Проект, 2003.

Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В. И. Жукова. -2-е изд., доп. и перераб. –М.: Издательство РГСУ, 2008.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008.

 

Педагогический энциклопедический словарь (2002) определяет педагогику как область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

Всемирно-исторический процесс детерминирует развитие научного знания в диалектическом единстве противоположностей: углубляющейся дифференциации и интеграции. Появление новых наук объясняется как дроблением объектов и предметов классических научных отраслей по мере накопления новых научных фактов и выведенных на их основе новых закономерностей, так и в результате вычленения новых непознанных сфер материальной и идеальной действительности. Оба этих процесса закономерно приводят, с одной стороны, к дифференциации научного знания, с другой стороны, к его интеграции.

Социальная педагогика – сравнительно новая область научного знания, имеющая, тем не менее, исторически отдалённые научные и практические предпосылки своего возникновения и развития. Относительно современный метатермин «социальная деятельность» исторически существовал в терминах «нищелюбие», «благотворительность», «меценатство», «попечение о бедных», «вспомоществование» и в настоящее время вбирает в себя весь спектр социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты, социального обеспечения, социальной работы и социального воспитания, осуществляемых всеми секторами общества: властными структурами, местным самоуправлением, коммерческими и неправительственными организациями, а также частными лицами.

Педагогический компонент в социальной деятельности на протяжении, по крайней мере, двух последних столетий, то смутно, то отчетливо просматривается в совокупных усилиях общества и государства, направленных, прежде всего, на снижение социальной напряженности в классово и социально неоднородном общественном устройстве и на «смягчение нравов», преимущественно в непривилегированных социальных слоях и группах, исторически являясь как средством социально-политического регулирования общественной жизни, так и средством социального воспитания.

Социальная педагогика как наука прошла сложный путь развития от осознания учёными необходимости исследования социальных аспектов обучения и воспитания детей до педагогики социальной работы как части теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики.

В современной России осуществляются попытки сформировать социальную педагогику как научную дисциплину, выявляются различные направления научных исследований, формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования. Выделилось некоторое количество научных концепций, существенно отличающихся как по исходным методологическим основаниям, так и по сформулированным стратегическим целям, предмету науки, сфере применения (прикладной аспект) и т.п.

Своеобразие современного этапа заключается в параллельном развитии науки, практики и образовательного комплекса в области социальной педагогики в России, то есть система профессионального образования не имеет, по существу, теоретического базиса, сформированного со значительным опережением, и опирается не на массовый, а преимущественно на инновационный опыт практической деятельности (Л. Е. Никитина).

В педагогической науке в основном или частично разработаны: базовые положения социальной педагогики как научной дисциплины и отрасли практической деятельности, теория воспитательной работы, проблема взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественности в совместной воспитательной работе с детьми, воспитания детей по месту жительства, некоторые проблемы управления образовательными учреждениями как открытыми социально-педагогическими системами, теоретические основы социальной работы с семьёй, проблемы социальной дезадаптации детей и путей её преодоления, подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы, проведены исследования исторических предпосылок социальной работы в России и основных направлений современного зарубежного опыта социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогические идеи и подходы формировались в России в деятельности И. И. Бецкого, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Г. В. Гасилова, Н. К. Крупской, В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной, В. А. Сухомлинского и др.

Издано значительное количество монографий, материалов научных и практических конференций, сборников статей, публикаций из опыта, которые дают интересный и репрезентативный материал о развитии социальной педагогики в современной России. Имеется богатая источниковедческая база для анализа исторических предпосылок, методологических и теоретических проблем развития социальной педагогики как науки и области практической деятельности.

В современных социально-экономических условиях в России сформировалась и осознаётся обществом, государством, специалистами потребность в социально-педагогическом знании и эффективной социально-педагогической деятельности, разработке социально-педагогической парадигмы общественного развития, в практической реализации созданной на её основе моделей и технологий, адекватных семейным, национальным, региональным и общероссийским социокультурным условиям. Для этого необходимо системное знание об исторических предпосылках, современном состоянии и перспективах развития социальной педагогики как научной дисциплины, области педагогически специализированной социальной деятельности и образовательного комплекса.

Социальная педагогика как развитая отрасль научного педагогического знания может служить фундаментальной и прикладной основой развития современной системы социальных институтов, что означает осуществление всей социальной деятельности на основе принципов формирования педагогически инструментованных отношений в социуме, использования форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях, способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию благоприятной среды обитания в социуме. Это позволит более успешно решать задачи социализации подрастающих поколений и уменьшить социальные потери в виде различных социальных отклонений, моральной деградации и духовного оскудения.

Вместе с тем понятие «социальная педагогика» до сих пор не имеет однозначного толкования в педагогическом знании. В современной отечественной научной литературе предлагаются различные определения этого понятия, подчас противоречащие друг другу (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, Л. Е. Никитина, В. Д. Семёнов, Г. Н. Филонов и др.).

Определенное влияние оказывает и зарубежная научная литература, представляющая свою палитру социально-педагогического знания, неоднородные понятийные аппараты.

Для многих российских исследователей отправным является подход В. Г. Бочаровой, рассматривающей социальную педагогику как науку, интегрирующую знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе инициативной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме. При этом в качестве объекта социальной педагогики рассматривается педагогика отношений в социуме, целостная система социальных отношений, а её предмета – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его миросреды, его многоплановой социальной жизнедеятельности, на всю совокупность социальных отношений.

В. А. Никитин считает, что социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом – педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержания достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.

А. В. Мудрик предложил в качестве исходного следующее определение: социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие, воинская часть и др.). Социальное воспитание как социальный институт – объект социальной педагогики. Такое понимание данной науки позволяет считать её предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация.

Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Можно считать, что развитие – общий процесс становления человека; социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

А. В. Мудрик рассматривает социальное воспитание как взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации: организации социального опыта человека, его образования и индивидуальной помощи ему.

В прошлом столетии педагогика в целом объективно стала отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно в XX в. получили значительное развитие такие отрасли знания о человеке и обществе, как психология (в частности, возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Выстраивая своё содержание на антропологической основе, социальная педагогика выступает важным регулятором отношений в системе «личность-общество». Как междисциплинарная отрасль науки и практики социальная педагогика во всех сферах своей деятельности использует достижения различных наук: философии, социологии, психологии, медицины, культурологии, экономики, этики, этнографии, права, конфликтологии и др. Опираясь на методологию и знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал применительно к своему предмету исследования.

Данный подход имеет место и во взаимодействии социальной педагогики с другими отраслями педагогического знания. Так, разрабатывая круг своих проблем, она широко опирается на историю педагогики, историю воспитания, сравнительную педагогику, дидаскологию.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной отраслями научно-педагогического знания. Она также тесно связана с теми его отраслями, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

Междисциплинарный характер социальной педагогики как науки отнюдь не отрицает ни её собственного объектно-предметного содержания, ни принадлежности к педагогике как к общей системе педагогического научного знания. Социальная педагогика использует знание, выработанное в различных гуманитарных науках, для решения своих задач – создания эффективных педагогических разноуровневых систем, способных обеспечить потребности общества, семьи, личности в передаче накопившихся и выработке новых ценностей и позитивного социального опыта, выходя за рамки традиционно «педагогических сфер» - обучения и воспитания детей и деятельности специализированных педагогических социальных институтов (Л. Е. Никитина).

Социальная педагогика, выступая как учебный предмет, имеет своей задачей охарактеризовать будущим бакалаврам социальной работы (да и всем тем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей) картину социально-педагогической действительности. Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения социальной педагогики: овладение теоретическими знаниями в объёме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; развитие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; формирование гуманистических установок по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.

Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации. Это определяет построение одноимённого учебного курса. Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика; даётся характеристика проблем издержек социализации. Завершается курс анализом феномена педагогической культуры социального работника, путей её формирования и развития.

Освоив настоящий учебный предмет, можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах; во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации; в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека.

На этапе становления статуса как социальной педагогики, так и социальной работы естественна постановка вопроса о их соотношении. В. А Никитин считает, что альтернативное противопоставление социальной педагогики и социальной работы, как и механическое соединение их по формуле «социальная педагогика включает в себя социальную работу» или «социальная педагогика является лишь частью социальной работы» является отнюдь не всегда плодотворным подходом. «Социальная педагогика» и «социальная работа» являются во многом перекрещивающимися понятиями. В широком смысле слова теория и практика социальной работы имеет широкое содержание, в рамках которого социально-педагогическая теория и деятельность вполне органично выглядят составной, но не единственной её частью. Вместе с тем нередко предмет социально-педагогической теории и практики носит относительно специфический, но самодостаточный характер, и тогда образовательно-воспитательные технологии выступают на первый план, а социальный педагог становится интегративным представителем профессии социального работника.

По мнению А. В. Мудрика, социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником, однако, далеко не все социальные работники являются педагогами. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определённый уровень социально-педагогической подготовки. Активизация социальной работы в современной России послужила сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики способствует развитию социальной работы.

 

ПЛАН

семинарского занятия № 1 по теме: «Социальная педагогика как отрасль знания

и учебный предмет» (4 ч.).

 

1. Истоки социальной педагогики как отрасли знания.

2. Характеристика различных подходов к социальной педагогике в современном научном знании.

3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания, человекознания и обществознания.

4. Социальная педагогика как интегративная отрасль знания, её структура.

5. Социальная педагогика и социальная работа: общее и особенное.

6. Социальная педагогика как учебный предмет.

 

Литература:

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008. –С. 8-14.

Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – 3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 3-7, 210-220.

Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. –М.: Академический Проект, 2003. –С. 3-21, 81-92.

Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В. И. Жукова. -2-е изд., доп. и перераб. –М.: Издательство РГСУ, 2008.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 8-35.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 52-61, 66-68, 101-119, 131-145.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря": www.dictionary.fio.ru. Статья «Социальная педагогика».

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Напишите 2-3 библиографические карточки по литературе данной темы, составьте свои аннотации к избранным изданиям.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.

2. Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей педагогики, человеко- и обществознания.

3. Охарактеризуйте соотношение социальной педагогики и социальной работы.

 

Индивидуальные задания

1. Составьте словарь социально-педагогических терминов по изученной теме.

2. Напишите реферат «Особенности подходов к социальной педагогике…» (автора выберите сами).

 

2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики.

 

План:

 

1. Основные категории социальной педагогики.

2. Функции социальной педагогики.

3. Характеристика основных задач социальной педагогики.

 

Рекомендуемая литература:

 

Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. –М., 1994.

Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие / И. А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.

Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. –М.: Академический Проект, 2003.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008.

 

Каждую науку, в том числе и социальную педагогику, отличает своя система знаний, которая отражается в её понятиях и категориях. Понятия – это одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. Рождаясь стихийно, как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся частью системы знаний той или иной науки.

Основные категории социальной педагогики – наиболее общие, фундаментальные понятия, отражающие её главные составляющие. К ним относятся: социальное воспитание, социальное обучение, социализация, социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальная адаптация и дезадаптация, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация и др. Некоторые из обозначенных категорий охарактеризуем в настоящей главе, другие – в последующих главах.

По А. В. Мудрику, социальное воспитание – планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека во взаимодействии индивидуальных, групповых и социальных субъектов в процессе жизнедеятельности.

Очевидно, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным «социальное». И с этой точки зрения, при всём многообразии определений и трактовок термина «социальное воспитание», встречающихся в научных работах современных отечественных учёных а также в написанных ими учебниках, учебных пособиях, можно выделить два его толкования, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово «социальное».

В одном понимании это прилагательное отражает специфику субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации – как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией (А. В. Мудрик). При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитания – конфессия и т. д.

В другом понимании слово «социальное» отражает содержательную направленность воспитания, и в таком толковании социальное воспитание означает «целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе» (Л. В. Мардахаев). То есть социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, социальное учреждение, образовательное учреждение, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

Есть и другие точки зрения, но все их объединяет одно – акцентирование в воспитании как многогранном, сложном общественном явлении его социальной составляющей.

По мнению М. А. Галагузовой, одной из категорий социальной педагогики является социальное обучение - целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирование социальных умений, навыков, способствующих социализации ребёнка. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении человек, как известно, получает, прежде всего, академические знания и необходимые для их усвоения и использования умения. Однако одновременно с этим он должен приобретать определённые систематизированные социальные знания, умения и навыки, которые дополнят стихийно получаемый ребёнком социальный опыт и обеспечат ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей. Особенно важными такие знания, умения, навыки становятся в тех случаях, когда ребёнку необходима специальная помощь в его социализации.

Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Данный термин появился в России в первой половине 1990-х гг. в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остаётся недостаточно чётко определённым. Различают два основных случая употребления этого словосочетания.

В одном случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере. В этом употреблении термин аналогичен обозначениям других разновидностей профессионального образования, таких как педагогическое образование, медицинское образование и др.

В другом случае под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Ещё одной собственной категорией социальной педагогики, по мнению М. А. Галагузовой, является социально-педагогическая деятельность – разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям и молодёжи в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых могут находиться дети и молодёжь.

Поскольку проблема человека, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, обычно социально-педагогическая деятельность включает две составляющие: непосредственную работу с клиентом; посредническую деятельность в его взаимоотношениях со средой, способствующую его социальному становлению и развитию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.