Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план 2 страница




По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение её разновидностей с точки зрения содержания имеет большое значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной социально-педагогической подготовки, так как это даёт надёжный критерий и для выделения профилей подготовки. Однако в настоящее время это – задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области её применения.

Могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

- социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

- социально-педагогическая деятельность в социальных службах;

- социально-педагогическая деятельность в детских и молодёжных общественных объединениях и организациях;

- социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей и молодёжи;

- социально-педагогическая деятельность в конфессиях и др.

Выше дана характеристика лишь некоторых категорий социальной педагогики, так как характеристикам других категорий будет посвящена часть последующих глав.

Содержание социальной педагогики определяется её функциями (функция – от лат. function - отправление, деятельность).

Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической (А. В. Мудрик). Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и её самореализации.

Есть и иные подходы к определению функций социальной педагогики. Так, например, Л. В. Мардахаев относит к ним познавательную, научную, диагностическую (оценочную), прогностическую, объяснительную, адаптационную, преобразующую, коррекционную, реабилитационную, мобилизационную, профилактическую, образовательную, управленческую.

Л. В. Мардахаев подразделяет задачи социальной педагогики на общие – теоретические, практические и частные – по отраслям практической деятельности. Таких задач много; их можно рассматривать по основным разделам социальной педагогики в целом и по каждому из них по направлениям – теоретическому, практическому, образовательному.

К задачам социальной педагогики относят:

- исследование содержания и способов социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

- исследование проблем социального воспитания человека в конкретных институтах государства и общества, в различных социумах;

- изучение особенностей социализации человека в современном обществе;

- исследование влияния различных факторов социализации на формирование личности;

- выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

М. А. Галагузова, говоря о задачах научного исследования в социальной педагогике, условно делит их на три большие группы. Первая группа связана с теоретическими проблемами социальной педагогики; вторая – с разработкой теорий, обслуживающих непосредственно социально-педагогическую деятельность; и третья большая группа проблем связана с профессиональной подготовкой социального педагога.

 

ПЛАН

семинарского занятия № 2 по теме: «Основные категории, функции и

задачи социальной педагогики» (2 ч.).

 

1. Характеристика основных категорий социальной педагогики.

2. Функции социальной педагогики.

3. Характеристика основных задач социальной педагогики.

 

Литература:

 

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008. –С. 15-17.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 53-56, 21-124, 215.

Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В. И. Жукова. -2-е изд., доп. и перераб. –М.: Издательство РГСУ, 2008.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 35-43.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008. –С. 175-195.

Электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря": www.dictionary.fio.ru. Статья «Социальная педагогика».

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Составьте сравнительную таблицу 2-3 определений одной из категорий социальной педагогики, используя указанные источники:

 

 

Ф.И.О. исследователя Определение

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте основные категории социальной педагогики.

2. Раскройте функции социальной педагогики.

3. Охарактеризуйте основные задачи социальной педагогики.

 

Индивидуальные задания

 

1. Составьте словарь социально-педагогических терминов по изученной теме.

2. Напишите реферат «Чем отличается понятие от категории в науке».

 

 

3. Основные принципы социальной педагогики.

 

План:

 

1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.

2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов социальной педагогики.

 

Рекомендуемая литература:

 

Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие / И. А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.

Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. –М.: Академический Проект, 2003.

Сигида, Е. А. Содержание и методика социальной работы: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Е. А. Сигида и др.; под ред. проф. Е. А. Сигиды. –М.: ВЛАДОС, 2011.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008.

 

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своём развитии руководствуются определёнными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, хорошо известно, что возводить любо здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке»: здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится.

Слово «принцип» (от лат. principium) означает «основа», «начало», «руководящая идея». Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определённые правила. Правило вытекает из принципа и отражает частные положения определённого принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет ещё принцип.

Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика отпочковалась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определённой мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определённого типа личности; определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания, обучения и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные учёные выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные. Ещё большие сложности возникают в этом плане у социальной педагогики – сравнительно новой отрасли педагогического знания.

Л. В. Мардахаев подразделяет принципы социальной педагогики на:

- принципы социальной педагогики как науки (научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.);

- принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность);

- принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы (принципы педагогики высшей школы).

По мнению А. В. Мудрика, понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, подход к нему как к субъект-субъектному взаимодействию, определение социального воспитания как создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека позволяют выделить ряд общечеловеческих принципов, которые могут рассматриваться основанием и образования, и организации социального опыта человека, и индивидуальной помощи ему.

Основания системы социального воспитания как создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека раскрывают принцип природосообразности и принцип культуросообразности. Из понимания социального воспитания как целенаправленного развития человека логически вытекает принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности в социальной педагогике. Эти принципы имеют определённое исторически сложившееся содержание.

А. В. Мудрик, говоря о принципах социального воспитания, включает в их систему также принципы гуманистической направленности воспитания, вариативности социального воспитания, коллективности социального воспитания, диалогичности социального воспитания, незавершимости воспитания.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Гуманизм – это система взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе. В русле современной социальной педагогики этот принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Его реализация в практике эффективно влияет на развитие личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе. В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению антагонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борьбе за социальный прогресс. Данный принцип требует соблюдения следующих правил:

- достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

- признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к нему отношения;

- помощи ребёнку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

- понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям, взрослым в интеграции их в общество;

- стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от других.

Принцип природосообразности воспитания. Современная трактовка этого принципа предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы (т. е. сферы разума).

Принцип культуросообразности воспитания. В современной трактовке данный принцип предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, юношам и девушкам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей. В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью как воспитателей, так и воспитуемых.

Принцип дополнительности в социальной педагогике. В трактовке А. В. Мудрика, применение данного принципа предполагает:

- подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации;

- изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизмения;

- выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации различного уровня (мега, макро, мезо, микро);

- подход к изучению воспитания как одному из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания, системы воспитания различного уровня и воспитательные организации различных видов и типов;

- рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов, создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

- признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей, что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в социальном воспитании.

Важно осознать, что все принципы социальной педагогики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Опора на один из них или на какую-либо группу ещё не определяет эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает её эффективность. Чем полнее учёт системы принципов социальной педагогики в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.

Взаимосвязь принципов представляет определённую систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них неизбежно ведёт к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.

 

 

ПЛАН

семинарского занятия № 3 по теме: «Основные принципы

социальной педагогики» (2 ч.).

 

1. Различные подходы к определению принципов в современной социальной педагогике.

2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов социальной педагогики.

 

Литература:

 

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008. –С. 20-28.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 32-33, 37-38, 59-60, 93-94, 145-146, 187-190,197-198, 220-222.

Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. –М.: Академический Проект, 2003.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 43-46.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008. –С. 196-206.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Напишите 2-3 библиографические карточки по литературе данной темы, составьте свои аннотации к избранным изданиям.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте различные подходы к определению принципов в современной социальной педагогике.

2. Раскройте один из принципов социальной педагогики.

3. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимообусловленность принципов социальной педагогики.

 

Индивидуальные задания

 

1. Составьте словарь социально-педагогических терминов по изученной теме.

2. Сравните подходы к принципам социальной педагогики Л. В. Мардахаева и А. В. Мудрика: что в них общее и что особенное.

 

 

4. Социально-педагогический процесс и его основные компоненты.

 

План:

 

1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.

2. Внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

3. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

 

Рекомендуемая литература:

 

Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие / И. А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.

Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. –М.: Академический Проект, 2003.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008.

 

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов – определённый процесс. Понятие «процесс» происходит от лат. processus – прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс», однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Так, по мнению В. А. Сластёнина, педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Социально-педагогический процесс – это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды (Л. В. Мардахаев). Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.

В нём проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимодействии и взаимообусловленности. Социально-педагогический процесс – последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) (внутренний процесс) и обусловленную им целесообразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определённой социально-педагогической цели (внешний процесс).

Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его это социально-педагогическая задача и способы её решения.

Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития человека на каждом возрастном этапе. Эти знания позволяют социальному работнику оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях.

Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяются внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогического процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.

По своей сущности внешний социально-педагогический процесс – это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта. Он помогает оптимально достичь определённую цель профессиональной деятельности специалиста.

При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определённой цели. Функциональный определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (подэтапе). Он важен в процессе поиска оптимального варианта работы социального работника с определённой личностью (группой), а также для оценки её действенности.

Субъект внешнего социально-педагогического процесса – это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

Содержание и направленность внешнего социально-педагогического процесса ориентируются на определённый объект социальной работы – людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, социально незащищённых людей и пр., их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности её решения.

Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста как её идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

Внешний социально-педагогический процесс включает определённые этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет соё функциональной назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):

- подготовительный;

- непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);

- результативный.

В литературе чаще встречается функциональный подход при определении этапов, например: диагностико-прогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.

Диагностика предусматривает выявление:

- индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;

- индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;

- особенностей позиции человека, его отношения к самореализации;

- условий среды, в которых клиент живёт и имеет возможность для самореализации.

При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

- создать социально-педагогическую характеристику клиента;

- сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;

- выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним (показания, предостережения, советы для построения оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением).

На этой основе, с учётом знания человека, закономерностей его развития, социальный работник получает возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идёт о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.

Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для её достижения.

Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса, который включает:

- социально-педагогическое моделирование;

- выбор технологии;

- планирование своей деятельности;

- апробацию технологии.

Второй этап – непосредственная деятельность по реализации выбранной технологии с использованием совокупности методов, средств, приёмов. На этом этапе идёт не только активная реализация технологии, но и её дальнейшая индивидуализация. Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.

Третий этап – результативный – оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

- предварительная оценка результативности процесса деятельности;

- адаптация в естественных условиях самореализации;

- общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;

- общие (итоговые) выводы по реализации социально-педагогического процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса существуют определённые условия среды, которые обеспечивают его протекание.

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности – повышения действенности каждого из них.

 

 

ПЛАН

практического занятия № 1 по теме: «Социально-педагогический процесс и

его основные компоненты» (4 ч.).

 

Что нужно знать для анализа ситуаций по этой теме?

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов – определённый процесс. В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Социально-педагогический процесс (по Л. В. Мардахаеву) – это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющее ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.