Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план 3 страница




Социально-педагогическая ситуация № 1.

Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном ухудшились.

Задание. Дайте свою оценку ситуации в семье. Что должен сделать социальный работник на первом этапе работы с семьёй? Какие действия необходимо предпринять для решения возникшей проблемы?

 

Социально-педагогическая ситуация № 2.

На приёме у специалиста по социальной работе многодетная мать. Семья испытывает материальные затруднения. Старший сын заканчивает школу, и у него большое желание учиться в университете. Но средств на обучение и содержание юноши в областном городе у родителей нет. Поступление в вуз на бюджетное место для сына предполагается практически невозможным.

Задание. Дайте свою оценку проблеме. Что должен сделать специалист по социальной работе в данной ситуации?

 

Социально-педагогическая ситуация № 3.

Татьяна Ивановна, социальный педагог, возвращалась с работы и стала невольным свидетелем того, как прямо на улице, на глазах прохожих, женщина избивает своего сына – мальчика примерно 8 лет. Татьяна Ивановна подошла и стала стыдить женщину, пыталась забрать у неё кричащего ребёнка. Однако женщина ещё более разозлилась.

Задание. Дайте свою оценку социально-педагогической ситуации. Как бы Вы поступили на месте Татьяны Ивановны? Каковы варианты возможных действий социального педагога, столкнувшегося с очевидным фактом насилия над ребёнком?

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Представьте схематично общую структуру социально-педагогического процесса.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение понятия «социально-педагогический процесс».

2. Раскройте один из этапов социально-педагогического процесса.

3. В чём отличия внутреннего и внешнего социально-педагогического процесса?

 

Индивидуальные задания

 

1. Составьте словарь социально-педагогических терминов по изученной теме.

2. Используя учебную литературу, опишите одну из социально-педагогических ситуаций в практике социальной работы.

 

 

  1. Социализация человека как социально-педагогическое явление.

 

План:

1. Понятие и сущность социализации.

2. Составляющие процесса социализации и самоизменение человека.

3. Стадии социализации.

4. Агенты, средства и механизмы социализации.

5. Понятие ресоциализации.

 

Рекомендуемая литература:

Кон, И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.

Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. –М.: Феникс, 1994.

 

Одна из заимствованных категорий как педагогики в целом, так и социальной педагогики – социализация. В науки о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Однако обращение к проблематике социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. По выражению одного из американских специалистов по теории социализации, вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества, «стар, как Библия». Он всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX в. стал интенсивно исследоваться социологами (Э. Дюркгейм) и социальными психологами (Г. Тард).

До оформления теории социализации в самостоятельную научную область исследования шли в рамках других традиционных проблем человекознания. С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или её отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Необходимо отметить, что до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, все учёные имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.

Междисциплинарный характер проблемы социализации человека позволяет считать, что её изучение необходимо всем специалистам, которые так или иначе заняты познанием социальных процессов и становления человека на протяжении его жизни, а также тем, кто собирается посвятить себя работе с людьми.

Социализация как социально-педагогическое явление последовательно исследуется А. В. Мудриком.

Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый, конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырёх составляющих:

- стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;

- относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;

- относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;

-более или менее сознательного самоизменения человека.

Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположенные феномены: семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности, земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека набор сегментов общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим особенностям. Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер.

Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в местах лишения свободы).

Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и организациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом. Термин «относительно направляемая социализация» определяет деятельность государства, направленную на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессиональным и иным слоям населения. Относительно направляемая социализация происходит в рамках государства и в рамках составляющих его административных единиц – республик, краёв, областей, а также муниципальных образований. На каждом из этих уровней органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции решают различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социализации жителей страны, области, города.

Относительно социально контролируемая социализация – воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется.

Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимодействия в нескольких сегментах общества.

Воспитание осуществляется в семье, т. е имеет место семейное воспитание.

Воспитание осуществляется религиозными организациями, т.е. имеет место религиозное воспитание.

Воспитание осуществляется государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных, разнопрофильных организациях (от яслей и школ до вузов и курсов профпереподготовки), в которых реализуется социальное воспитание.

Воспитание происходит в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным или контрсоциальным воспитанием.

Кроме того, существуют различные типы коррекционного воспитания (от адаптации аутичных детей к условиям проживания до перевоспитания правонарушителей).

Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой – воспитания). Он проявляет определённую активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы:

- в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным;

- противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;

- избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

- в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть).

То есть в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.

Самоизменение – это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже – полностью, как правило – частично).

Усилия могут быть нацелены на изменение:

- своих внешности и физических качеств;

- личностных свойств;

- интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.);

- поведенческих сценариев;

- образа и/или стиля жизни;

- отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения – картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения).

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы.

Оно может иметь характер:

- самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.;

- самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств;

-саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат – алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).

В науке существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Поскольку до 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, постольку одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три её стадии:

- первичная – социализация ребёнка;

- маргинальная – социализация в подростковом возрасте;

- устойчивая, или концептуальная (целостная), - социализация в период с 17-18 лет до 23-25 лет.

Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчивается в молодости, американский учёный Орвиль Г. Брим-младший, который в 1966 г. выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни человека. Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации её стадий. Так, ряд исследователей стали различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке получила определённое признание точка зрения Г. М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации – дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные её варианты. Так, в соответствии с периодизацией А. В. Мудрика человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов.

Стадия детства включает в себя этапы младенчества (от рождения до 1 года), раннего детства (1-3 года), дошкольного детства (3-6 лет), младшего школьного возраста (6-10 лет).

Стадия отрочества – младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраст, молодость (23-30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются средства и механизмы социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит. Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

По А. В. Мудрику, условия, или факторы, социализации в обобщённом виде можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами факторов).

Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвёртую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственный и частные организации, микросоциум.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизирующие один из факторов. Так, теологи старого образца единственным социализирующим факторов признавали религиозные общности; а ортодоксальные фрейдисты принадлежность человека к тому или другому полу рассматривают как определяющий фактор его социализации.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены.

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Т. Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния – это опекуны, т.е.лица, осуществляющие уход за ребёнком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а могут и расходиться. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (деды и бабки, тётки и дядья, братья и сёстры, другие родственники и домочадцы), а также неродственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнёрами.

В юности или в молодости в число агентов социализации входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.

С усложнением характера общественной деятельности и социальной структуры общества удельный вес и конкретные функции разных агентов социализации изменяется (И. С. Кон).

Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:

- способы вскармливания младенца и ухода за ним;

- язык и речь агентов социализации;

- формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

- окружающие человека продукты материальной культуры;

- элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

- стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;

- методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

- последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая или малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, системы способов выражения признания, отличия, наград.

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к их рассмотрению. Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизмов социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Импритинг (запечатление – впечатывание) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импритинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциональный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нём.

Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации.

Идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д.

Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым (по А. В. Мудрику) можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространённые в конкретных регионах, поселениях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т.е. действуют импритинг, экзистенциональный нажим, подражание, идентификация).

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезда из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

В русле институционального механизма действуют все названные раннее психологические механизмы социализации.

Социализация человека происходит с помощью всех механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Всё это объективно обусловливает определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.п.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Человек является объектом социализации постольку, поскольку содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая, гендерная социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (т.е. гражданская и профессиональная социализация). Любое общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были законопослушными, т.е. действовали в соответствии с установленными государственной властью правовыми нормами (правовая социализация).

Человек становится полноценным членом общества, будучи субъектом социализации, усваивающим социальные и культурные нормы и ценности в единстве с реализацией своей активности, позитивным самоизменением и самореализацией в обществе. Одним из первых на это обратил внимание американский учёный, создатель направления символического интеракционизма Дж. Г. Мид. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, от успешности решения которых зависит его развитие. (Эта идея была предложена американским учёным Э. Эриксоном). Для решения возрастных задач человек более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Человек не только объект и субъект социализации, он может стать её жертвой. Это связано с тем, что, как уже отмечалось ранее, процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Имеется в виду противоречие между степенью приспособленности человека к обществу и степенью обособленности его в обществе. Человек, полностью приспособившийся к обществу и не способный в какой-то мере противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не приспособившийся к обществу, также становится жертвой социализации - диссидентом, правонарушителем, или ещё как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни. Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но демократическое общество продуцирует жертвы социализации в основном вопреки своим целевым установкам, в то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нём норм. Величина, острота и проявленность описанного конфликта связана как с типом общества, в котором развивается и живёт человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоёв, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.

Социализация людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые категории людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации. Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами и категориями людей, о чём пойдёт речь при рассмотрении проблем социально-педагогической виктимологии.

Американский социолог Нейл Смелзер, рассматривая непрерывный процесс социализации, использует и понятие ресоциализации – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. По мнению учёного, ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить своё поведение на основе этого понимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.