КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 11
Субъектная позиция школьника в педагогическом процессе на уроке: сущность и возможности реализации (Анализ видеоматериалов) (ЛПЗ; 2 часа) Цель: Формировать представление о сущности субъектной позиции школьника в педагогическом процессе на уроке;умение анализировать и прогнозировать способы реализации субъектной позиции школьника в практике учебного процесса. Занятие проводится в форме деловой игры «Заседание учебно-методического совета», в рамках которой создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами умений по внешне видимым на уроке действиям учителя и учащихся делать вывод о типе их взаимодействия – субъект-субъектном или субъект-объектном; формировать умение выделять в уроке способы целеполагания, самокотроля и самооценки школьников. Опорные теоретические понятия: субъект, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка · Практические задания 1. Подумайте, по каким внешне видимым проявлениям вы можете заметить на уроке учащихся, находящихся в позиции объекта образовательного процесса и субъекта познания. Составьте сравнительную таблицу показателей. 2. На основе просмотренных видеоматериалов определите, в какой позиции преимущественно находятся школьники на уроках – субъекта или объекта. Какие факты позволяют вам сделать этот вывод. 3. На основе просмотренных видеоматериалов вычлените те способы целеполагания, которые были использованы учителем и учащимися на уроках. Участвует ли ученик в выдвижении (или обсуждении) ближайших или перспективных целей своей деятельности? В чем это проявляется на уроках? Сделайте вывод о возможности появления субъектной позиции школьника на просмотренных уроках. 4. На основе просмотренных видеоматериалов выделите те способы, которые использовал учитель в процессе организации изучения нового материала. Оцените их педагогические возможности с точки зрения идеи субъектности школьника на уроке. 5. Перед кем преимущественно отчитываются школьники по результатам своей деятельности на просмотренных уроках: перед учителем; друг перед другом; перед классом; перед собой? Какое отношение имеют эти факты к проблеме субъектной позиции учащихся на уроке? 6. Обращается ли на просмотренных уроках специальное внимание на обучение школьников способам саморегуляции в познавательной деятельности? В чем состоит эта работа на данном уроке? В каких проявлениях виден результат предшествующего обучения такому опыту? 7. Действует ли ученик на уроке преимущественно: - по инструкции, данной учителем; - на основе самой общей ориентации, заданной учителем и определяющей лишь основное направление деятельности; - на основе самостоятельно принятого решения, инициированного познавательной потребностью? Какие факты на это указывают? Как это влияет на побуждение объектной или субъектной позиции школьника на уроке? Формы контроля: - выполнение предложенных заданий (по микрогруппам); - сравнительная таблица; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С.235-302 (раздел «Психологические вопросы сознательного учения»). 2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. – С.249-253. 3. Петровский В.А. Субъектность – новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование, 1996, № 3. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – Ч.3 «Педагог и ученики – субъекты образовательного процесса». 5. Селиверстова Е.Н. Школа развития – школа субъектности //ежемесячник «Наша школа». – Владимир, май, 1997. 6. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С. 50 (Программа наблюдения урока с позиции «учащийся – субъект учебной деятельности»).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |