Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направление инновационного кредита




Схема инновационного (инвестиционного) кредита подразумевает включение в текст кредитного договора базового пункта о конверсии.

Инфляционный риск – хотя и возникает за пределами отношений кредитора и заемщика, но не может быть не учитываем. Как способ его минимизации – кредитная линия. Документы собираются 1 раз, но каждая часть кредита идет под своей %-ой ставкой с учетом цен, сложившихся на рынке.

 

Два основных метода минимизации кредитных рисков:

= оценка кредитоспособности в период предоставления кредита – имущественное положение заемщика, оценка ликвидности его баланса, оценка платежеспособности.

= мониторинг заемщика.

 

4. Риски менеджеров предприятия. Агентская проблема и пути ее решения.

К началуXX века усилился процесс концентрации производства и соответственно увеличилась роль крупных корпораций, которые стали доминирующим фактором в экономике развитых стран. В настоящее время процесс укрупнения корпораций продолжается.

Если ранее инвесторами выступали только граждане, то сейчас распространенным является участие в них юридических лиц. Это дало возможность создавать суперакционерпые общества.

В Германии распространены картели, концерны, во Франции - синдикаты, в Англии и США - холдинговые компании. В последнее время развиваются процессы диверсификации и возникают объединения, в которых под единым руководством группируются предприятия, относящиеся к различным отраслям народного хозяйства, то есть конгломераты.

 

Агентская проблема тесно связана с основными моделями корпоративного управления, наиболее эффективно действующими в мировой экономике.

Англо-американская модель характеризуется отсутствием в корпорациях крупных инвесторов и постоянно растущим числом независимых, то есть не связанных с корпорацией акционеров, а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров, и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами.

Акционирование - это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Дело не только в том, что акционерный капитал в США характеризуется значительной степенью распыленности, а в том, что большинство акций, принадлежащих не индивидуальным инвесторам, сконцентрированы в пенсионных и взаимных фондах.

Такие институциональные инвесторы, в руках которых сконцентрировано более 50% акционерного капитала, склонны выступать скорее в роли финансовых менеджеров: они не стремятся к представительству в советах директоров и избегают брать на себя ответственность за те компании, где они располагают крупными пакетами акций.

Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры, представительные структуры, биржи, консалтинговые фирмы.

Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридическое разделение очень важно с деловой и социальной точек зрения, так как инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации.

Они передают функции управления менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам за ведение дел. Плата за разделения владение владения и контроля называется «агентскими услугами». По американским законам, деятельностью корпорации руководит унитарный совет директоров. Закон не дифференцирует распределение функций между исполнительными и независимыми директорами - он лишь определяет ответственность совета в целом за дела корпорации.

 

Японская модель характеризуется высоким процентом банков и различных компаний в составе акционеров. Банковская система отличается прочными связями (банк-корпорация). Общественное мнение и промышленные структуры поддерживают «кейрецу» (группы компаний, объединенных совместным владением заемными средствами, собственным капиталом).

При безусловной важности акционерного финансирования внутренние члены являются основными владельцами акций в большинстве японских корпораций. В результате они играют важную роль в отдельной корпорации и во всей системе. Интересы же внешних инвесторов практически не учитывается. Процент иностранных инвесторов в японской компании минимален.

Японская система корпоративного управления является многосторонней и базируется вокруг ключевого банка и финансово-промышленной сети или кейрецу. Основной банк и кейрецу - это два разных, но дополняющих друг друга элемента японской модели.

Практически все японские корпорации имеют тесные отношения с основным банком. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, ведению расчетных счетов и консалтинговые услуги. Основной банк, как правило, является главным держателем акций в корпорации.

Государственная экономическая политика также играет одну из ключевых ролей в управлении японскими акционерными обществами. С 30-х годов японское правительство проводило активную экономическую политику. Направленную на оказание помощи японским корпорациям. Эта политика подразумевает официальное и неофициальное представительство правительства в Совете корпорации в случаях, когда она находится в затруднительном финансовом положении.

В Японии рынок акций находится в руках финансовых организаций и корпораций. Так же, как в Великобритании и США, в послевоенный период в Японии заметно увеличилось число институциональных акционеров. В 1990 г. финансовые организации (страховые компании и банки) владели примерно 43% японского фондового рынка, а корпорации (за исключением финансовых организаций) - 25%. Иностранные инвесторы примерно 3%.

В японской модели, как и в немецкой, банки являются ключевыми акционерами и развивают прочные связи с корпорациями в силу того, что они оказывают множество различных услуг и их интересы перекрещиваются с интересами корпорации. В этом состоит основное отличие этих моделей от англо-американской, где такие отношения запрещены антитрестовским законодательством. Американские и английские корпорации получают услуги из разных источников, включая хорошо разработанные рынки ценных бумаг.

Японская система не похожа ни на американскую, ни на немецкую. Она уходит корнями в уникальную, присущую лишь Японии, систему организации производства. Этот тип организации, характеризующийся формированием «кейрецу», предполагает наличие значительных банковских инвестиций в промышленность с высокой степенью перекрестного владения. Компания, являющаяся членом кейрецу. извлекает наибольшую выгоду не из дивидендов, получаемых из прочих компаний, а из деловых отношений с ними.

Немецкая модель управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской моделей. Хотя некоторое сходство с японской моделью все-таки существует. В отличие от США большая часть акционерного капитала Германии находится во владении других корпораций: система взаимного участия компаний во владении акциями охватывает более половины совокупного акционерного капитала в Германии. В руках индивидуальных инвесторов находится менее 20% акций немецких корпораций, которые представляют собой большей частью сертификаты на предъявителя. Ими по поручению инвесторов управляют банки, где сконцентрировано значительное количество акций индивидуальных инвесторов. Поэтому львиная доля (более 90%) свободно обращающихся акций корпораций в Германии представлена организациями-инвесторами, хотя они и необязательно являются их владельцами.

Следует отметить также, что немецкий капитал в высшей степени сконцентрирован. В более чем 50% ведущих немецких компаний есть, по крайней мере, один акционер, чей пакет составляет более 10% совокупного капитала. Таким образом, немецкие владельцы и финансовые институты, управляющие их капиталами, имеют гораздо более тесные деловые связи со своими корпорациями, чем их американские коллеги. Поэтому они в большей степени заинтересованы в том, чтобы активно пользоваться правами собственности и принимать активное участие в контроле над деятельностью корпораций.

В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, то есть корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески и промышленно) между собой компаний. Подобный тип похож на японскую модель, но в корне отличается от англо-американской, где ни банки, ни корпорации не могут являться ключевыми институциональными инвесторами.[1]

 

Следовательно, мировой опыт развития экономики убеждает, что в условиях рыночной экономики наиболее эффективной формой организации крупного бизнеса являются крупные корпорации, что проявляется при высоком уровне развития производительных сил.

 

Вместе с тем мировой опыт создания и развития крупных корпораций с учетом особых условий реформирования экономики в России не может быть просто перенесен на российскую почву.

Каждая страна двигается вперед с учетом своих особенностей, специфики структуры производства. Поэтому необходимо выявление основных тенденций процесса развития мирохозяйственных связей и нахождение собственных форм реализации потенциала агентской проблемы.


 

Суть агентской проблемы - на крупных предприятиях используется труд наемных работников, которые не являются собственниками, но с одной стороны являются агентами собственников, т.к. нанимаются для реализации их интересов, а с другой стороны имеют особый статус – подписывать, принимать решения, т.е. ведут оперативное управление.

Менеджеры – интересы собственников и свои интересы.

Конфликт интересов между менеджерами-собственниками и наемными управленцами:

Одни получают доход из оборота предприятия и заинтересованы в минимизации налогооблагаемой базы прибыли, что минимизирует чистую прибыль, подлежащую распределению между собственниками и самим предприятием.

 

 

В тоже время менеджеры:

= имеют систематический оперативный доступ к предприятию

= существует информационная асимметрия менеджеров и собственников – осведомленность менеджеров об истинных делах.

 

Одно из решений – увеличение доли менеджеров в прибылях.

 

Проблемой можно было бы пренебречь, если бы она не грозила потерей контроля над предприятием.

аспекты агентской проблемы:

скрещивание подразделений (личные унии, ФПГ объединения менеджеров)

экономическая интеграция предприятий единой технологической цепочки

 

Агентская проблема, пути решения:

Замена менеджера, но это не так просто – новое лицо, траст-схема, корпоративная солидарность.

Французы - проблемы нет, она надумана.

Смысл других – жесткий бюджет и ограничения для менеджера.

 

Американская модель – ставка на максимальную ликвидность акций на вторичном рынке.

Действенность – если акции ликвидны, то при неэффективном управлении произойдет снижение курса и будут покупатели акций в расчете на будущий рост. В итоге произойдет смена владельца или концентрация акций в руках наиболее активных скупщиков. Либо собственник заставит менеджеров работать, либо сменит их. Угроза такой возможности заставит менеджеров ориентироваться на интересы собственников и поддерживать курс акций на уровне не ниже среднеотраслевого.

 

Германо-японская модель – предприятие должно быть включено в группу домашнего банка – либо единый кредитор предприятия, либо единый организатор консорциума. Мнение руководства такого банка о менеджере фирмы является решающим.

В Японии получило распространение экономическое явление под названием кейрецу – система взаимоотношений внутри финансов и ФПГ, при которой исторически и традиционно предприятия работают только друг с другом.

 

Повсеместная модель – идея – чтобы стимулировать менеджеров к действиям в интересах собственников, необходимо стимулировать их:

= увеличение доли в зарплате за счет участия в прибылях

= замена части оклада акциями предприятия

= механизм ордерных прав и ордерных опционов

Сложно определить оптимальное соотношение долей.

Существенная доля от 2%.

Опасность – войдя во вкус, менеджер может попытаться захватить контроль, для чего достаточно передать контроль в трастовую компанию.

 

Все модели критикуются.

 

В России проблема только оформляется, поскольку нет исходного равенства в позициях менеджеров и собственников.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.