КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И 33. Развитие педагогической мысли в Западной Европе (XVI-XIX)
В Средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Элементы новых социальных отношений, подходов к человеку, воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма в XIV —XVII в., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Основной труд Монтеня (1533— 1592 гг.) «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение. В своем главном труде «О первоначальном воспитании детей» Э. Роттердамский (1466—1536 гг.) заявил о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. Он выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. Чешский педагог-гуманист Я, А. Коменский (1592—1670 гг.) — отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г., одна из первых научно-педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. В трактате проводится мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Ввел классно-урочную систему. В преддверии нового времени (XVII — начало XVIII в.) в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека". XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и его воспитания. В этот период нарастает роль образования в процессе вхождения личности в общество, что также получило отражение в педагогической мысли. В отличие от прежней гуманистической образованности новая педагогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Яркий пример проявления указанных тенденций — творчество ряда мыслителей В трудах Джона Локка (1632—1704 гг.) — «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» — ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории, у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. В основе, педагогических воззрений Руссо (1712—1778 гг.) лежит отрицание вероисповедальной религии. Философ предполагал наличие внешней силы — творца всего сущего; Центральный пункт педагогической программы Руссо — естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной, гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд — «Эмиль, или О воспитании». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с учеником. Согласно Руссо, на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Песталоцци (1746— =-1827 гг.) предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Гербарт (1776—1841 гг.) — автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта — формирование нравственного человека. Это — ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии — управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения — описательный, аналитический и синтетический. Дистервег (1790—1886 гг.) работал в сфере народной массовой школы. Основной педагогический труд — «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообраз-ность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности предполагал организацию учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура — нормы морали, быта, потребления. Внутренняя — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура. Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты. Например, И. Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания. Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей. Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества. Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека. В философии С, Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |