КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация воспитательных функций коллектива. Этапы и педагогические условия формирования детского коллектива
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя (воспитателя) в современной школе. Планирование деятельности классного руководителя.. Структура традиционного плана классного руководителя. Основные направления деятельности КР: 1). Здоровье: 1. изучение психического и физического здоровья учащихся класса для последующей коррекции здоровья учащихся класса; 2. просветительная работа в области личной гигиены: антиалкогольная, антинаркотическая пропаганда и т.д. 3. проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев и по развитию умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях. 4. организация и проведение активных форм воспитательной работы по сохранению и развитию физического здоровья детей; 2) нравственность: предполагает регулярное проведение классных часов по проблемам нравственности на всех возрастных этапах. 3) Учеба: 1. КР постоянно должен определять причины отставания в учебной деятельности, проводить индивидуальные консультации, оказывать помощь семье (консультировать) в данном направлении; 2. развитие интеллектуальных умений детей путем использования активных форм воспитательной работы; 4) Взаимодействие: 1. Проведение диагностики взаимоотношения детей как в классе, так и в семье; 2. проведение на младшем и среднем этапах мероприятий по этикету (в старших классах проведение классных часов по развитию рефлексивных и социальных умений для взаимодействия с другими людьми в социуме); 3. Коррекция взаимодействия учащихся с помощью активных методов. 5) Досуг: предполагает 1. просвещение и консультация, помощь при выбору кружков и секций; 2. организация работы по демонстрации достижения детей во внеклассной работе. Особенно это актуально по отношению к детям, у кого проблемы в учебной деятельности. 6) Семья: 1. изучение КР семьи учеников и условий их жизни; 2. регулярное проведение родительских собраний, индивидуальных, групповых консультаций для родителей; 3. поощрение родителей, активно участвовавших в жизни школы и класса. Формы сотрудничества: 1) индивидуальные формы: индивидуальная беседа, звонок, посещение учащегося на дому; 2) коллективные формы сотрудничества: родительские собрания, работа родительского комитета, лектории для родителей, день открытых дверей. Планирование воспитательной работы – это конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Структура традиционного плана:
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога к свободному требованию, предъявляемому каждой личностью к себе на фоне требований коллектива. На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений («негнущееся», категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии которого можно судить по проявлению инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности группы. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен бать актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него – и к каждому воспитаннику. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», - писал Макаренко. Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |