Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности современных концепций воспитания. Формы воспитательной работы и их классификация




Формы воспитательной работы и их классификация.

Понятие средства воспитания. Классификация средств воспитания.

Выбор методов воспитания и техника их применения

Практическое использование методов воспитания ставит перед педагогом вопрос о выборе адекватного метода и техники его использования. Согласно педагогической науке, это зависит от многих факторов:

цели и содержания воспитания;

степени воспитанности воспитанников;

уровня развития межличностных отношений;

авторитета и опыта педагога;

возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Так, в слабо развитом коллективе будут необходимы четкие требования. В группе со здоровым коллективным мнением и традициями уместны советы, индивидуальные беседы.

Абсолютно «правильных» методов на все педагогические ситуации не существует. Воспитатель пользуется для достижения целей обычно комплексом методов, создавая стратегию педагогического взаимодействия, рассчитанную на определенное время. Педагог-мастер владеет разными методами и находит оптимальные их сочетания для конкретной ситуации. Шаблон здесь противопоказан.

Под техникой применения методов понимаются речевые умения, жесты, мимика, приемы внешней выразительности педагога в моменты педагогического общения. А.С. Макаренко еще в 20-е годы прошедшего века говорил, что учащиеся воспринимают воздействие педагога через его внешний вид, интонацию голоса, выражение лица. Следовательно, этот вопрос касается психотехники педагогического труда, науки о психических состояниях, операциях, процессах при выполнении профессиональных функций. Наряду с педагогической техникой педагог должен владеть педагогической технологией:

знать алгоритмы действий, формы воспитания;

уметь осуществлять все операции по реализации любого метода воспитания.

 

Средства воспитания – это относительно независимые от воспитателя источники формирования личности. К ним от­носят виды деятельности (учение, труд, игра), предметы, (игрушки, технические средства), явления духовной и материальной культу­ры (искусство, общественная жизнь), природу. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (праздники, собрания). Из этого следует, что средства воспитания – можно считать более широким понятием, включающим в себя ме­тоды, формы и собственно средства.

Выделяются также приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмо­ционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание.

Классификация СВ:

§ знаковые символы;

§ материальные средства;

§ способы коммуникации;

§ мир жизнедеятельности воспитанника;

§ коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

§ технические средства;

§ культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);

§ природа (живая и неживая).

 

Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как «устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы».

Классификации форм воспитательной работы.

Разнообразие форм воспитательной работы подтверждается наличием разных классификаций. Л.В. Байбородова и М.И. Рожков классифицируют формы:

- по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые),

- по субъекту организации (взрослые, дети, в сотрудничестве),

- по результату (информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт),

- по длительности проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные).

Е.В. Титова выделяет три основных типа форм воспитательной работы: воспитательные мероприятия, дела и игры. Они различаются, в первую очередь, позицией воспитателя и воспитанника, а так же по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С.Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

 

11. Понятие «Базовая культура личности». Основные концепции воспитания в современной педагогике.

"базовая культура личности" -Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений; культура поведения.

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

–воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;

–эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

–результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

–Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;

–необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;

–восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;

–расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.