Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторичная социализация




Первичная социализация

Социализация и воспитание личности. Факторы социализации. Агенты первичной и вторичной социализации. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Культурологический подход

Деятельностный подход

Личностный подход

- утверждает представление о сущности человека как личности;

- ориентирует организацию педагогического процесс а на личность как цель, результат и критерий эффективности;

- требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;

- использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.

- утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;

- ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;

- позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.

- требует рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, с позиций изменений в современной культуре;

- предусматривает ориентацию на социальные и культурные требования к формированию и развитию личности.

 

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники и другие представители первичной группы.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

 

3. Понятие «воспитательный процесс». Сущность, значение цели и целеполагание в воспитательном процессе. Виды целеполагания.

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные воспитательные задачи.

Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) — это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель — это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога.

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Типы целеполагания:

1. Свободное целеполагание (1.Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения; 2. Учет достигнутых результатов; 3. Ориентация на личные потребности. 4. Коллективная разработка программы действий по реализации цели).

2. Интегрированное целеполагание (1. Определение целей педагогами, руководителями групп; 2. Учет планируемых результатов; 3. Ориентация на мотивы долга и учет личных интересов; 4. Коллективная разработка действий по реализации целей;).

3. Жесткое целеполагание (1. Определение целей педагогами, руководителями групп; 2. Учет планируемых результатов; 3. Ориентация на мотивы долга; 4.Программа действий задается педагогами;).

 

 

4. Понятие «Закономерности воспитания». Характеристика закономерностей воспитания.

Закономерности воспитания - это стойкие существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет достичь высоких результатов в развитии и формировании личности.

1) Вхождение ребенка в культуру осуществляется только через активные усилия самого воспитанника.

Основное правило: хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей.

2) Содержание деятельности детей определяется на каждый момент развития актуальными потребностями детей.

3) Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместно разделенной деятельности.

Правило: профессиональный педагог – это П., чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей.

4) Воспитание своим содержанием включает демонстрацию любви в адрес ребенка.

Правила:

1. Больше пользоваться положительными подкрепителями;

2. создание ситуации успеха;

3. принятие ребенка как данность (умение принимать ребенка в сомнениях, поражениях, победах над собой);

4. необходимо направлять меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых действий.

5). Воспитание должно носить скрытый характер.

Правило:

Скрытая позиция педагога обеспечивается: 1) совместной деятельностью; 2) интересом педагога к внутреннему миру ребенка; 3) уважительным отношением к ребенку;

 

5. Понятие «Принципы воспитания». Характеристика принципов воспитания.

Принципы воспитания – это руководящие правила, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Традиционные ПВ:

  1. Взаимосвязь воспитания и обучения в педагогическом процессе;
  2. Принципы обучения и воспитания детей в коллективе;
  3. Принцип связи воспитания с жизнью и практической деятельностью;
  4. Принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности и инициативой воспитанников.
  5. Принцип уважительного отношения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней.
  6. Принцип опоры на положительное в человеке.
  7. Принцип согласованности требований школы, семьи, общественности.
  8. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Новые ПВ:

  1. Принцип ориентации на ценностные отношения, разворачивающихся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске воспитанников по отношению к культурным ценностям;
  2. Принцип субъектности означает содействие развитию способностей ребенка осознать свое Я (это способность осмыслить свои действия и поступки, предвидеть их последствия, а так же правильно делать свой выбор);
  3. Принцип целостности: единство воздействия на все каналы восприятия: влияние на разум, чувства, действия ребенка через различные психологические каналы (аудиальные, визуальные, двигательные).

 

6. Понятие «Методы воспитания». Методы формирования общественного сознания учащихся.

Методы воспитания – это совокупность способов решения воспитательных задач и решения и осуществления воспитательных взаимодействий.

Выделяют 3 группы МВ:

1. Методы формирования общественного сознания; 2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения учащихся. 3. Методы стимулирования и мотивации поведения к деятельности учащихся.

Методы формирования общественного сознания учащихся:

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание (монолог воспитателя).

Разъяснение – это метод эмоционального словесного воздействия на конкретную группу учащихся или отдельную личность с целью закрепления нового морального качества, формирующего поведение или выработку правильного отношения к определенному поступку.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащегося. Основное требование к реализации этого метода – Диалог.

Лекция – монолог воспитателя на более высоком уровне теоретического общения.

Внушение – предполагает проникновение в подсознание учащихся. 2 вида: 1) прямое внушение (преднамеренное); 2) непреднамеренное (когда цель внушения не ставится);

Дискуссия – предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений, отстаивания своих убеждений. (наличие, как минимум, 2х противоположных мнений). Рекомендуется принять по обсуждаемому вопросу устоявшееся решение.

Диспут – не требуется принятие конкретных решений, каждый может остаться при своем мнении. Условия использования диспута: 1) заранее выбирается тема; 2) выбираются ведущие; 3) нельзя допускать, чтобы спор был ради спора;

4) позиция участников должна быть аргументированной, должна быть логика доказательств.

Инструктаж – направлен на организацию собственной деятельности учащихся, на сознательное усвоение особенностей рациональных способов выполнения работы.

Пример – суть в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образцу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.