Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности ( патриотическое воспитание, правовое воспитание, воспитание культуры межнационального общения)




Культура гражданина, гражданственность – это интегративное качество человека, включающее в себя уважение к личности, государству, его политическим и правовым институтам, любовь к родине и уважение, толерантное отношение к другим людям и народам; стремление и готовность к активной социальной деятельности для блага людей и общества.

Гражданская культура личности является результатом гражданского воспитания, которое можно определить как систему воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической и правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Политика – сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей, искусство управления государством, в том числе с помощью свода законов, то есть права. Это касается каждого, поэтому необходимо, чтобы выпускники образовательных учреждений обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен. Вот некоторые из них: гражданственность, гражданское общество, правовое государство, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека и многие другие.

В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение. Основу гражданской культуры составляет политическая культура, которую составляют знания в области политики, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Это и определяет задачи формирования политической культуры как части гражданского воспитания.

Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны.

Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, это прежде уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Во-вторых, это экскурсии в органы власти всех уровней, встречи с политиками и юристами. В-третьих, вовлечение учащихся в политическую, правоохранительную, патриотическую деятельность; пусть ученики вместе с учителями участвуют в политических или общественных акциях. Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а также организация самоуправления учащихся образовательного учреждения, которое может быть отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоорганизацию учащихся в фарс.

Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры, а именно: знаний о правовой системе страны, основных юридических норм, стремления соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином отечества. Основными задачами правового воспитания являются формирование правосознания, правовой грамотности подростков и молодежи, а также формирование нравственно-правовых чувств, уважения к закону, правового мышления, законопослушности.

Образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Школьники по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, учатся подчиняться требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и ответственность тесно связана с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм.

Остроту проблем правового и нравственного воспитания можно назвать двумя словами: молодежная преступность. Нравственно-правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде явлений современной жизни молодежи во всем мире, равно и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов. Есть более «мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Эти проблемы составляют предмет забот социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, а не только усилий школы.

Патриотизм – это «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Задачей патриотического воспитания является формирование уважения к культуре, истории своей страны, активной деятельности по сохранению национальной культуры и стремления, готовности делать что-то по мере сил для блага своей страны. И в этом патриотическое воспитание является частью гражданского.

Следовательно, содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение школьниками истории, культуры своей страны, вовлечение в деятельность по сохранению и развитию культуры своего народа. Понятия патриот и гражданин близки, границу между ними во многих ситуациях трудно провести, здесь кроется острота проблемы. В Росси сегодня действуют различные национал-патриотические, фашиствующие движения и объединения. Их идеология, патриотизм отличается ненавистью ко всему неродному и агрессией, что угрожает общественной стабильности. Поэтому задача школы – формировать, наряду с патриотическими чувствами, толерантность в отношении к другим культурам, национальным особенностям, религиям. Это тоже составляет часть гражданской культуры и сознания. Школьникам необходимо разъяснять суть патриотизма, патриотического поведения и удерживать от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу, человеку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.