КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала
Методические рекомендации для изучения материала Структура занятия Тема №5. Технология педагогического взаимодействия
Учебные цели: 1. Знакомство с основными закономерностями педагогического общения. 2. Развитие навыков презентации, умений систематизировать и интерпретировать учебный материал в виде блок-схем, опорных конспектов;
Отводимое время – 2 часа.
1. Общение и педагогическое взаимодействие - работа с дидактическим материалом в малых группах по теме. 2. Подготовка презентационного материала - таблиц, блок-схем, опорных конспектов - (привлечение результатов домашней самостоятельной работы). 3. Выявление неэффективных приёмов взаимодействие между преподавателем и студентами – коллективная работа. 4. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению – выработка предложений по созданию воспитательной системы и организации воспитательной работы в вузе (форма отчёта – защита плана-схемы на занятии)
При составления наглядного материала составьте схему сравнения стилей руководства деятельностью в педагогическом процессе, где укажите: сущность каждого стиля, плюсы и минусы каждого стиля, возможности наиболее эффективного использования (если таковые имеются) каждого стиля и требования к педагогу, который применяет тот или иной стиль, а также представьте графически взаимосвязи между стилями педагогического общения и стилями руководства педагогической деятельностью.
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза – формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель-студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности. В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: 1) взаимоотношения ведомый-ведущий; 2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего. Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений. Основные требования к отношениям «преподаватель-студент», «студент-студент» можно сформулировать следующим образом: - взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса; - формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами; - ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия; - использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы. Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов: - увлеченности наукой, предметом; - стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства. Формирование подобного стиля связано с преодолением типичного для вуза противоречия: наука и преподавание тянут в разные стороны. А они из центробежных должны превратиться в центростремительные силы. Усиленное сочетание научной и педагогической деятельности является основополагающим в социально-психологической структуре педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение. Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя и студентов складываются постепенно. Они зависят от многих причин: от жизненного, учебного, общественного опыта учащихся, традиций института, кафедры, от педагогической направленности личности вузовского педагога. Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу; сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и профессорско-преподавательского состава. Неправомерный перенос школьных отношений между учителем и учениками в вуз серьезно мешает дальнейшему процессу развертывания отношений студентов и преподавателей, а порой и деформирует структуру педагогического общения. Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемому в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы: - включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности; - создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов; участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения; выступления в печати и т.д.; - совместная научно-исследовательская работа; - совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах; - участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»). Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. Литература: Основная:
1. Завада Г.В., Бушмина О.В. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Казань: КГЭУ. – 2008. 2. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. Учебное пособие. – М.: ГоссМедиа: РОСБУХ. – 2008. 3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Школа-Пресс. – 2005. Дополнительная: 1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов сред. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 2. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Уч. пособие для вузов. – М.: Совершенство, 1998. 3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. 4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Пед. общество России, 1999.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |