КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала
Методические рекомендации для изучения материала Структура занятия Тема №6. Воспитательное пространство вуза
Учебные цели: 1.Определение роли деятельности преподавателя в воспитании студентов и специфики воспитательного процесса в вузе, 2. Изучение содержания, формы и методов воспитания в вузе. 3. Выявление основных функций куратора. 4. Развитие умений презентации своих проектов.
1. Специфика воспитания в вузе. Воспитательное пространство вуза: педагогический коллектив, кураторы, студенческий совет Воспитанность – основные компоненты Метод воспитания – метод воздействия или метод взаимодействия Специфические особенности воспитания в вузе – фронтальный опрос. 2. Проекты организации воспитательной работы в вузе – защита разработанных проектов (домашнего задания). 3. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению: - подготовка к зачету за первый семестр обучения; - подготовка сообщения по теме «Современное состояние системы высшего профессионального образования в России» (перечень сообщений см. в теме № 7)
На основе сущностных черт и содержания воспитательной системы необходимо предложить авторскую модель воспитательной системы, наполненную достаточно конкретным содержанием. Разработанную систему микрогруппа оформляет на листе ватмана и защищает свой вариант на занятии. Другие микрогруппы критически оценивают предложенный вариант, отмечая его целостность, непротиворечивость, системность, учет всех сущностных характеристик процесса воспитания в высшей школе, а также специфики студенческого возраста.
Исторический опыт показывает, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому и социальному нигилизму. Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения. Цели воспитания в вузе: 1. Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей. 2. Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений. 3. Становление демократических основ жизнедеятельности вуза. 4. Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества. 5. Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений. 6. Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков. 7. Расширение мировоззрения будущих специалистов. 8. Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами. Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей: - комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов; - обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой; - обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д. Анализ исследований, посвященных проблемам становления и развития воспитательной системы, позволяет выделить следующие аспекты. 1. Сущностные черты воспитательной системы. 1) определенность мировоззренческих вопросов; 2) качество педагогических условий (комфортность студентов 3) культурологическое обоснование содержания образования; 4) наличие социально значимой среды; 5) инновации, развитие контактов: научных, творческих, методических и др. с НИИ, ВУЗами, другими учебными заведениями; 6) наличие самоуправления; 7) современное содержание воспитания. 2. Содержание воспитательной системы. 1) цели и задачи педагогической деятельности; 2) педагогические идеи (принципы педагогической деятельности); 3) системообразующий вид деятельности; 4) доминантный компонент; 5) современное содержание воспитания; 6) модели специалистов. 3. Структура воспитательной системы. 1) структурный ряд по вертикали (кто действует); 2) структурный ряд по горизонтали (как действует). 4. Этапы воспитательной системы. 1) разработка модели (общая схема); 2) становление воспитательной системы (конкретизация, уточ 3) развитие воспитательной системы (корректировка и допол 5. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение воспитательной 6. Критерии эффективности воспитательной системы. В «Концепции воспитания в непрерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педагогике, положения гуманистической психологии XX в., теория деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна и др.
Литература: Основная:
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009 2. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова - Ростов н/Д:Феникс, 2002. 3. Завада Г.В., Бушмина О.В. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Казань: КГЭУ. – 2008. 4. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. Учебное пособие. – М.: ГоссМедиа: РОСБУХ. – 2008. Дополнительная: 1. Бухарова Г.Д., Мазаева Л.Н., Полякова М.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Мн.: Университетское. – 2002. 3. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2002.
Тема № 7: Современное состояние системы высшего профессионального образования в России Учебные цели: 1. Сформировать общее представление о генезисе и современном уровне развития высшей школы в России. 2. Дать оценку актуальным проблемам высшего профессионального образования. Отводимое время – 2 часа.
Структура занятия с перечнем отрабатываемых вопросов: 1. Характеристика российской системы высшего профессионального образования (актуализация лекционного материала) – фронтальный опрос. 2. Выступление студентов по подготовленным сообщениям (5-7 мин). 3. Обсуждение актуальных проблем высшего профессионального образования – фронтальная дискуссия с использованием дидактического раздаточного материала. 4. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению - подготовка сообщения по теме «Значение послевузовское профессиональное образование в России» (перечень сообщений см. в теме № 8)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |