КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала
Методические рекомендации для изучения материала Структура занятия Учебные цели 1. Ознакомиться с особенностями функционирования зарубежных систем высшего образования. 2. Определить достоинства и недостатки существующих в мире образовательных моделей. Отводимое время – 2 часа.
1. Актуальность и необходимость изучения опыта зарубежной высшей школы в целях модернизации отечественного образования – фронтальное обсуждение. 2. Характеристика системы высшего образования в определенной стране - работа по микрогруппам с использованием информационного материала по заполнению схемы-таблицы 3. Сравнительный анализ существующих моделей высшего образования – презентация результатов. 4. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению - разработка схем основных моделей систем высшего образования за рубежом в виде структурно-ориентированных графов (отчёт о результатах работы осуществляется по микрогруппам). В ходе занятии магистрантам, разделенным на микрогруппы, необходимо выполнить следующее задание: 1) Провести анализ информационного материала, характеризующего систему высшего образования в определенной стране, по нижеприведенным критериям и в тезисной форме отразить в сводной таблице 3. 2) Обсудить результаты анализа перед группой с более подробными комментариями по каждой позиции. 3) Составить общий отчет по характеристике системы высшего образования всех разбираемых стран в виде сводной таблицы 3.
В России и зарубежных странах за последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере образования. Затронувшие философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты. В чем причина этого явления? Причина в быстрых социально- экономических изменениях общества. Можно заметить общие тенденции в реализации реформ, присущие многим странам и регионам: 1) Четкое разграничение в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. С повышением роли образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых рынках усиливается рольобщегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики в области образования, в области координации усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с законами, обязанностями и правами. 2) Обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 5-6-летнего возраста. 3) В ряде стран увеличена продолжительность обязательного образования и полного среднего образования. В 169 странах мира (около 80 %) продолжительность полного среднего образования составляет 12 лет, в 46 странах – 13 лет. В некоторых странах для получения полного среднего образования отводится меньший срок (в Туркмении – 9 лет, Монголии – 10 лет). 4) Вводятся новые образовательные стандарты для уровней начального и полного среднего образования. 5) Во многих странах начальное профессиональное образование интегрируется с полным средним образованием, а среднее профессиональное – с высшим образованием. Общее полное среднее образование продолжает выполнять двойную задачу: готовить к поступлению в вузы, а также к вступлению в активную жизнь. 6) Видоизменяется структура систем высшего образования. Ряд стран (Великобритания, Австралия, Норвегия и др.) отказались от бинарных систем. Созданные в процессе образовательных реформ 60-х годов прошлого века колледжи и институты с сокращенным сроком обучения (2-3 года), составлявшими до недавнего времени неуниверситетский сектор высшего образования, реформируются и включаются в университетскую систему или объединяются с университетами. 7) Практически во всех странах (кроме Туркменистана) в последние десятилетия введена многоуровневая система высшего образования: бакалавриат (со сроком обучения 3-4 года), магистратура (срок обучения 1-2 года), докторантура (срок обучения 3-3 года) с присвоением степени бакалавра, магистра, доктора философии. В среднем профессиональном образовании введен уровень бакалавриата при условии непрерывного перехода с этого уровня на следующий – высшее профессиональное образование. Степени бакалавра и магистра были введены даже в странах, где системы образования устойчиво функционировали на продолжении нескольких столетий (Германия. Италия, Бельгия, Швеция и др.). 8) Происходит существенное обновление содержание среднего и высшего профессионального образования, направленное на стандартизацию учебных планов образовательных программ, введение системы образовательных кредитов (зачетных единиц) для обеспечения мобильности студентов. В рамках Болонского процесса европейская система зачетных единиц (ECTS) введена в Германии, Нидерландах, Бельгии, Италии; другии виды зачетных единиц введены в Японии, Канаде Венгрии и других странах. 9) Деятельность управленческих структур всех уровней образования смещается с научно-исследовательской работы, быстрое реагирование систем образования на изменяющиеся потребности в обществе. Большое внимание поддержанию высокого качества образования уделяется правительственными органами Франции, германии, Великобритании, Канады. 10) Система административно-организационных вопросов на проблемы качества обучения и финансирования образования превращается в мощный экономический рычаг управления. Сюда входит концепция многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от коммерческой деятельности вузов, плата за обучение и др.); замена стипендий игрантов государственными студенческими займами, гарантированными государством; введение принципа смешанного финансирования государственных и частных вузов; повышение роли средств филантропических организаций, предпринимательских структур, отдельных граждан; установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования. Хорошо развита система адресного финансирования учащихся школ и студентов в таких странах как Нидерланды, Франция, Италия, Венгрия, Япония, США, Канада. 11) Широкое привлечение к управлению образованием общественных и профессиональных организаций (попечительские советы вузов, консультативные советы при центральных и региональных органов управления, общественная аккредитация вузов и профессиональная аккредитация их учебных программ, группы экспертов для изучения, оценки и подготовки рекомендаций по различным аспектам деятельности высшей школы (Нидерланды, Австралия, Канада и др.). 12) В большинстве стран произошел переход к системе итоговой аттестации по окончании полной средней школы, контролируемой государственными органами образования или независимыми центрами, институтами, организациями. Как аналог единого государственного экзамена по ряду дисциплин (национальный и иностранный язык, математика, естественные науки и др.) результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных экзаменов в вузы Великобритании, Китая, США, Канады, Швеции, Японии, Болгарии, Венгрии, Египта, Казахстана, Армении, Франции, Германии и многих других стран. 13) Практически во всех странах Европейского Союза активно реализуется концепция «Обучение в течение всей жизни», предусматривающая различные формы обучения безработных граждан, людей с ограниченными физическими возможностями, ограниченных в умственном отношении, людей старших возрастных групп. Во Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Италии реализуются правительственные программы, в которых предусмотрено целевое инвестирование в непрерывное профессиональное образование. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Юсупова А.В. Современные технологии обучения и контроля знаний: Учеб. Пособие. – Казань: КГЭУ,2004. 2. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах / Высшее образование в развитых странах. – 2003. - № 2. 3. Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. 4. Система высшего образования стран запада.- М: РУДН, 1991. Дополнительная: 1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М., 1999. – 34с. 2. Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. – 2002. № 5. 3. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. – М., 2001.
Таблица 3
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |