Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала




Методические рекомендации для изучения материала

Учебные цели

1. Сформулировать требования к качеству современного высшего образования;

2. Овладеть тестовой технологией контроля качества усвоения учебного материала.

Отводимое время – 6 часов.

 

Структура занятия с перечнем отрабатываемых вопросов:

1. Характеристика понятий «качество», «качество образования», «качество системы образования», «качество образовательных услуг» - фронтальный опрос.

2. Обсуждения проблемной области качества образования – работа по микрогруппам с использованием дидактического раздаточного материала.

3. Презентация и апробация студентами тестовых заданий по специальной дисциплине.

4. Выполнение статистической обработки результатов проведенного тестирования в соответствии с методикой.

5. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению

- составление и защита отчёта «Разработка тестовых заданий по дисциплине «...(название профильной дисциплины)..» (приложение 2).

1. В ходе занятия магистранты делятся на микрогруппы. Каждой микрогруппе предлагаются для обсуждения проблемные вопросы, общая суть которых сводится к поиску решения по определению качества подготовки специалистов в вузе.

2. В соответствии со второй целью занятия необходимо самостоятельно освоить методику проектирования и статистической обработки тестовых заданий. Методика приведена в методических указаниях к самостоятельной работе по дисциплине «Современные технологии обучения и контроля знаний» [3].

1-ая микрогруппа:

1. Что подразумевается под качеством образования? (Обоснуйте свой ответ с позиции различных субъектов образовательного процесса: государства, общества, работодателя, личности (студента, выпускника вуза), родителей, системы образования).

2. Каким образом можно достичь согласования требований субъектов образовательного процесса к качеству?

2-ая микрогруппа

1. Как Вы оцениваете качество высшего образования в России? (Аргументируйте свой ответ исходя из личного опыта, мнений своих знакомых и краткой информации, приведенной ниже)

«Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой в Париже в 1998 году, отмечается что вторая половина XX века войдет в историю человеческой цивилизации как период бурного развития высшего образования. Количество студентов в этот период возросло более чем в шесть раз. По статистике ЮНЕСКО, в 1995 году их было же более 80 млн., в том числе 1,5 млн. студентов обучались за рубежами своих стран, т.е. были иностранными студентами. В 2000 году иностранных студентов во всем мире стало около 2 млн. По прогнозам, к 2010 году их будет до 5 млн., в том числе 3 млн. иностранных студентов из стран Азии.

Где же обучаются иностранные студенты? В университетах США, Великобритании, Канады, Германии и Франции – более 60%, из них в университетах США – около 30%. США зарабатывают в год свыше 10 млрд. долларов на обучении иностранных студентов. Стремительно наращивают число иностранных студентов Австралия, Новая Зеландия, Япония, Сингапур, Малайзия. Что же Россия? В России в 2001 году обучались 61,4 тыс. иностранных студентов. Это около 10% от количества иностранных студентов в США и чуть больше 1% от общего количества студентов, обучавшихся в российских вузах. Российские вузы практически не присутствуют на рынке образовательных услуг. Это большая проблема, и ее необходимо решать …»

2. Что, по Вашему мнению, может служить объективным критерием качества образования?

3-ья микрогруппа

1. Выделите и обоснуйте основные факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе.

2. Какой из выделенных факторов Вы считаете наиболее значимым и почему?

«В докладе ЮНЕСКО отмечается: «Вопрос о качестве образования не нов, однако он стал наиболее важным в ходе дискуссии о современной политике в системе высшего образования, посвященной проблемам ее развития и реформ. Этот вопрос заключает в себе функции и аспекты высшего образования: качество обучения, переподготовки преподавателей и научных исследований, что отражается на качественном составе преподавателей, на качестве учебных программ и ресурсов, качестве получаемых знаний как результат преподавания и научных исследований, что одновременно предполагает качественный состав студентов, качество межвузовского управления и вузовского руководства, что оказывает определяющее влияние на условия и атмосферу преподавания, на получения знаний и научно-исследовательскую работу».

Соберем и систематизируем указанные выше факторы на основе их отношения к процессу оказания образовательных услуг. В результате получим семь основных факторов, сгруппированных в три группы:

1. Качество субъекта получения образовательных услуг (абитуриента, студента, слушателя, аспиранта).

2. Качество субъекта предоставления образовательных услуг (школы, среднего специального заведения, вуза, учреждения ДПО), в т.ч.:

Качество управления (назначение, цели, принципы, методы, структуры, организация планирования);

Качество проекта предоставляемых услуг (структура и содержание программ обучения);

Качество ресурсов обеспечения процесса предоставления услуг:

- материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, расходные материалы);

- методического (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры);

- кадрового (профессорско–преподавательский и вспомогательный персонал);

- финансового и т.д.;

3. Качество процесса предоставления образовательных услуг, в т.ч.:

Качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы);

Качество контроля за процессом предоставления образовательных услуг;

Качество контроля результатов предоставленных услуг.

Рассматривая указанные факторы в совокупности, нетрудно заметить, что они относятся к той или иной стадии жизненного цикла предоставления любой услуги. Поэтому вопрос о том, что влияет на качество образовательной услуги, сводится фактически к тому, какие стадии жизненного цикла услуги оказывают влияние на ее качество. Другими словами, можно считать необходимым положить в основу процессов управления качеством образования следующую цепочку действий: (а) планирование образовательных услуг → (б) их реализация→(в) проверка результатов→ (г) анализ и необходимая корректировка. Для специалистов в области менеджмента качества эта цепочка хорошо известна в виде так называемого «цикла Деминга» или «цикла PDCA». Это означает, что применительно к высшему и дополнительному профессиональному образованию предлагаемая современными российскими учеными и практиками базисная методология подходов к управлению качеством в целом совпадает с общепринятыми принципами управления качеством».

4-ая микрогруппа

1. Сравните аккредитационные показатели работы вуза, принятые в развитых странах и России.

Таблица 5

Сравнительный анализ аккредитационных показателей развитых стран мира и России

США Великобритания Австралия - Россия
- целостность университета; - цели, планирование и эффективность; - управление и администрации; - образовательные программы; - профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал; - библиотека, компьютеры и другие источники информации; - обслуживание студентов и обеспечение условий для образования; - материальные ресурсы, помещения, оборудование; - финансы. - образовательные программы; - профессорско-преподавательский состав; - информационное обеспечение; - материальная база; - финансы; - внутренняя система гарантий качества образования; - соблюдение прав студентов. - качество начальной подготовки студентов, принятых на обучение в университет; - требования к выпускникам, преподавателям и студентам; - образовательные программы; - профессиональная практика. - содержание подготовки (структура реализуемых образовательных программ и соответствие содержания учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов); - качество подготовки (требования при приеме в вуз, организация учебного процесса, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных стандартов, система контроля качества и востребованность выпускников); - информационно-методическое обеспечение (состояние библиотечного и учебно-информационного фондов); - информатизация вуза (наличие и использование средств вычислительной техники) - материально-техническая база; - социальная поддержка студентов.

2. Государственный образовательный стандарт, процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации выражают требования к качеству образования с позиций государства и общества. И лишь требования третьего субъекта образовательного процесса – личности(студента) – не оформлены документальны и не подлежат официальной проверке. По каким параметрам Вы, как находящиеся в позиции личности, оцениваете качество своей подготовки? Исходя из этого, что бы Вы внесли дополнительно в представленный перечень аккредитационных показателей, устанавливаемых Министерством образования и науки?

5-ая микрогруппа

1. Стандартизация в сфере образования — проблема международная. Практически нет ни одного государства с развитой системой послесреднего образования, которое бы в той или иной форме не предъявляло определенные требования к качеству функционирования своей системы образования. Как правило, они закрепляются в документах, имеющих определяющее значение для жизнедеятельности образовательной системы, и потому воспринимающиеся ею в качестве социально заданных нормативов (стандартов).

Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". В этом стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов. Это вызвало неоднозначную реакцию во всех слоях академического сообщества, от учителей начальных классов до маститых профессоров вузов.

На первый взгляд, любая стандартизация противоречит самой сути творческой, нестандартной педагогической деятельности, в связи с чем и понятие стандарт среди педагогов отнюдь не пользуется популярностью. Именно это понятие обычно ассоциируется с некой уравниловкой в образовании, с жестко административным стилем управления, с канонами и догмами авторитарной педагогики и другими столь же малопривлекательными понятиями и явлениями, ими порожденными. Нередко высказываются и соображения о том, что стандарт и педагогическое творчество не совместимы, что стандартизация в образовании приведет лишь к механической, формальной процедуре оценки результатов образования, породит очередную волну слегка завуалированной «процентомании».

В менталитете российского общества слово "стандарт" воспринимается как что-то крайне жесткое, однозначное, пусть даже и образцовое, символ унификации и отказа от вариативности. Механический перенос такого понятия в мир человеческих отношений, в котором яркая личность со своей неповторимой индивидуальностью ценится выше всего, кажется не просто нелепым (неумным), но и кощунственным. Правда, понятие "образование" в России исторически связано с представлением о "создании себя по образу Бога", так что высокий образец для саморазвития и духовного совершенствования присутствовал при воспитании и обучении в школах России издревле. Но нельзя, по мнению многих педагогов, директивно, "сверху", утверждать стандарт на характеристику личности выпускника российской школы или университета.

Как Вы думаете, для чего надо вводить стандартизацию в многоаспектную, чувствительную и во многом импровизационную сферу, как образование? Возможна ли в принципе стандартизация образования, и как разрешить возникшее противоречие?

2. Что подразумевается под понятием «модель специалиста»? В чем ее назначение?

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Байденко В.М. Болонский: Курс лекций. – М.: Логос, 2004.

2. Завада Г.В., Бушмина О.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. – Казань: КГЭУ, 2008.

3. Современные технологии обучения и контроля знаний. Методические указания к самостоятельной работе / Сост.: А.В. Юсупова, Л.М. Романова, А.Г. Фролов. – Казань: КГЭУ, 2009.

4. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под. ред. Н.А. Селезнёвой и А.И. Суббето. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.

 

Дополнительная:

1. Журнал «Высшее образование в России»

2. Качество инженерного образования в российских университетах / Инженерное образование. – 2005. - № 3.

3. Матушанский Г.У., Таратонова Е.Е., Бакеева Р.Ф. Управление качеством дополнительного профессионального образования: Учеб пособие. - Казань: КГЭУ, 2008.

 

Тема 13: Компетентностная модель выпускника вуза




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.