КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала
Методические рекомендации для изучения материала Учебные цели 1. Выявить актуальность применения компетентностного подхода к современной реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. 2. Выстроить и определить характеристики примерной компетентностной модели выпускника вуза на основе понятия «компетенции». Отводимое время -2 часа.
Структура занятия с перечнем отрабатываемых вопросов: 1. Характеристика понятий «компетенция», «компетентность», необходимость и возможность реализации компетентностного подхода в высшей школе - фронтальный опрос. 2. Построение компетентностной модели выпускника вуза по направлению подготовки студенческой группы – мозговой штурм. 3. Анализ полученной модели и ее сравнение с имеющимися в педагогической практике. 4. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению. - анализ рабочей программы дисциплины с позиции реализации компетентностного подхода (отчёт о работе осуществляется по микрогруппам)
1. На основе предложенного материала познакомиться с существующими подходами к формулировке конечных результатов образования и, следовательно, выстраиванию всего учебно-воспитательного процесса. 2. Самостоятельно изучить имеющиеся на сегодняшний момент документы, которые отражают требования к личности и деятельности выпускника вуза по вашему магистерскому направлению подготовки.
Компетентностный подход – один из тех подходов, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Его практическая направленность была задана материалами Симпозиума Совета Европы, где подчеркивается, что для результатов образования важно знать не только ЧТО, но и КАК делать [Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.]. Таблица 6 Сравнительная характеристика знаниевого и компетентностного подходов
Компетенция - способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях – как в конкретной области знаний, так и в областях, привязанных к конкретным объектам, то есть способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда (И.Г. Галямина). Компетентность – интегрированная характеристика личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Для описания компетентностной модели выпускника профессионального образовательного учреждения используется бинарная классификация (рис. 1) Среди ключевых (универсальных, общих, "надпрофессиональных") компетенций предлагается выделять: - социально-личностные, ценностно-смысловые, гуманитарные и коммуникативные, подразумевающие общую культуру, приверженность к этическим ценностям, терпимость, способность к конструктивной критике и самокритике, умение работать в коллективе и т.д.; - общенаучные, в том числе гуманитарно-социальные и экономические (включающие базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук); информационно-коммуникационные, включающие базовые компьютерные и лингвистические навыки; способность понимать и использовать новые знания и т.д. Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции в свою очередь делятся на базовые общепрофессиональные, специализированные (профессионально-профильные) и организационно-управленческие, включающие способность организовать и спланировать работу, извлекать и анализировать информацию из разных источников, полученные знания на практике, адаптироваться к новым ситуациям и т.д.
Рис. 1. Компетентностная модель в виде кругов Эйлера ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5. Дополнительная: 1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 2. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода: Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 3. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 4. Кузьминов Я.И., Любимов Л.Л., Ларионова М.В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход // www.rc.edu.ru 5. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Тема №14: Квалификационная характеристика преподавателя высшей школы
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |