Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет психологии в традиционных представлениях




Конспект по психологии

Душа: все исследователи до начала XVIII века.

Явления сознания: английская эмпирическая ассоцианистская психология – (психология ассоциативная) – психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. В ее основе лежал сформулированное Спинозой правило, ныне называемое законом ассоциации, – специфической связи, устанавливаемой между идеями. Главенствовала до начала XX в. (Дэвид Гартли (1705 – 1757), Джон Стюарт Милль (1806 – 1873), Александр Бэн (1818 – 1903), Герберт Спенсер (1820 – 1903)).

Непосредственный опыт субъекта: структурализм – направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания (Вильгельм Вундт (1832 – 1920)).

Интенциональные акты сознания: функционализм – подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер), прежде всего в американской экспериментальной психологии. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии. (Франц Брентано (1838 – 1917)).

Происхождение психических деятельностей: психофизиология – раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий - речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении тела и психики человека и их взаимодействии (Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905)).

Поведение: бихевиоризм – направление в психологии, в центре изучения которого находится поведение. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу (Джон Уотсон (1878 – 1958)).

Бессознательное: психоанализ – семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс; используется в психотерапии. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа – бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом (Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)).

Процессы переработки информации и результаты этих процессов: гештальт-психология (Макс Вертгеймер).

Личный опыт человека: гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика (Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Карл Рэ́нсом Роджерс (1902 – 1967), Виктор Эмиль Франкл (1905 – 1997), Ролло Мэй (1909 – 1994)).

Примеры общих понятий и частных явлений,

изучемых в современной психологии (по Р.С. Немову, 1997)

явления, изучаемые психологией понятия, характеризующие эти явления
1.     2.     3.     4.   5.   6.   7.     8.     9.     10.     11.     12. процессы: индивидуальные, внутренние (психические)     состояния: индивидуальные, внутренние (психические)     свойства индивидуальные, внутренние (психические)     процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)   состояния: индивидуальные, внешние (психические)   свойства: индивидуальные, внешние (психические)   процессы: групповые, внутренние   состояния: групповые, внешние   свойства: групповые, внешние   процессы: групповые, внешние   состояния: групповые, внешние   свойства: групповые, внешние   воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика (идеомоторный акт – от греч. Idea – образ, от лат. motor – приводящий в движение: переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения), инсайт (от англ. insight – постижение, озарение: внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы), интроспекция (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь: самонаблюдение), мотивация, мышление, научение, оббщение, ощущение, память, персонализация (от лат. persona – личность: процесс, в результате которого субъект получает индивидуальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность), повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия (от лат. reflexio – я обращение назад: процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение   адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация (от лат. de – отрицательная приставка + persona – личность: обезличивание), диспозиция (от лат. disposition – расположение: предрасположенность, готовность человека к определённым внешним или внутренним действиям), желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряжённость, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убеждённость, уровень притязаний (максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности), усталость, установка, утомление, фрустрация (от лат. frustration – обман, тщетное, ожидание, расстройство: эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели), чувство, эйфория, эмоция   иллюзии, константность (от лат. constans (constantis) – постоянный: константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия), воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одарённость, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность (от лат. rigidus – жёсткий, твёрдый: заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий), совесть, упрямство, характер, эгоцентризм действия, деятельность, жест, игра, импринтинг (англ. imprint – запечатлевать: вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями; при импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие), мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение   готовность, интерес, установка   авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одарённость, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм   идентификация (от лат. identificare – отождествлять: установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица), коммуникация, конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный: некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается; такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюктурными соображениями), общение. Межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм   конфликт, сплочённость, групповая поляризация (состояние группы, при котором её активность начинает сосредотачиваться на центральной фигуре), психологический климат     совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы   межгрупповые отношения     паника, открытость группы, закрытость группы     организованность

Курс «Психология и педагогика»

Цели изучения дисциплины.

Курс «Психология и педагогика» входит в число учебных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом.

Первая часть курса (общая психология) предполагает освоение базовых положений общей психологии, способность видеть различия в подходах и позициях, присущие различным психологическим школам и направлениям, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, овладение основными понятиями психологии, получение некоторых базовых представлений о приемах и методах психологического исследования, приобретение психологического мышления, т.е. выраженную способность к рефлексии, умение увидеть ситуацию с человеческой точки зрения и умение встать в позицию другого в понимании той или иной ситуации, умение осуществить психологический анализ ситуации или явления в контексте определенной парадигмы.

В содержании педагогического образования можно выделить три основных блока, формирующих его цели:

· психолого-педагогический: формирование личностной позиции к педагогическим проблемам, умение анализировать педагогические ситуации, оценивать и прогнозировать моделируемое развитие личности воспитанника; овладение базовыми понятиями педагогики, принципами обучения и воспитания; проектировать собственную педагогическую деятельность;

· предметный: формирование умений студентов с позиций психолого-педагогической науки анализировать и продуцировать технологические и методологические возможности изученного материала применительно к какой-либо учебной дисциплине; развитие способности творчески трансформировать теоретическую базу знаний к конкретному виду деятельности;

· профессионально-педагогический и общекультурный: формирование педагогической культуры как основы педагогической деятельности; ориентация на общекультурные ценности в педагогическом процессе, формирование интереса к овладению различными концепциями и теориями в решении проблем становления личности учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.