КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет психологии в традиционных представлениях
Конспект по психологии Душа: все исследователи до начала XVIII века. Явления сознания: английская эмпирическая ассоцианистская психология – (психология ассоциативная) – психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. В ее основе лежал сформулированное Спинозой правило, ныне называемое законом ассоциации, – специфической связи, устанавливаемой между идеями. Главенствовала до начала XX в. (Дэвид Гартли (1705 – 1757), Джон Стюарт Милль (1806 – 1873), Александр Бэн (1818 – 1903), Герберт Спенсер (1820 – 1903)). Непосредственный опыт субъекта: структурализм – направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания (Вильгельм Вундт (1832 – 1920)). Интенциональные акты сознания: функционализм – подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер), прежде всего в американской экспериментальной психологии. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии. (Франц Брентано (1838 – 1917)). Происхождение психических деятельностей: психофизиология – раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий - речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении тела и психики человека и их взаимодействии (Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905)). Поведение: бихевиоризм – направление в психологии, в центре изучения которого находится поведение. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу (Джон Уотсон (1878 – 1958)). Бессознательное: психоанализ – семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс; используется в психотерапии. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа – бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом (Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)). Процессы переработки информации и результаты этих процессов: гештальт-психология (Макс Вертгеймер). Личный опыт человека: гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика (Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Карл Рэ́нсом Роджерс (1902 – 1967), Виктор Эмиль Франкл (1905 – 1997), Ролло Мэй (1909 – 1994)). Примеры общих понятий и частных явлений, изучемых в современной психологии (по Р.С. Немову, 1997)
Курс «Психология и педагогика» Цели изучения дисциплины. Курс «Психология и педагогика» входит в число учебных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом. Первая часть курса (общая психология) предполагает освоение базовых положений общей психологии, способность видеть различия в подходах и позициях, присущие различным психологическим школам и направлениям, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, овладение основными понятиями психологии, получение некоторых базовых представлений о приемах и методах психологического исследования, приобретение психологического мышления, т.е. выраженную способность к рефлексии, умение увидеть ситуацию с человеческой точки зрения и умение встать в позицию другого в понимании той или иной ситуации, умение осуществить психологический анализ ситуации или явления в контексте определенной парадигмы. В содержании педагогического образования можно выделить три основных блока, формирующих его цели: · психолого-педагогический: формирование личностной позиции к педагогическим проблемам, умение анализировать педагогические ситуации, оценивать и прогнозировать моделируемое развитие личности воспитанника; овладение базовыми понятиями педагогики, принципами обучения и воспитания; проектировать собственную педагогическую деятельность; · предметный: формирование умений студентов с позиций психолого-педагогической науки анализировать и продуцировать технологические и методологические возможности изученного материала применительно к какой-либо учебной дисциплине; развитие способности творчески трансформировать теоретическую базу знаний к конкретному виду деятельности; · профессионально-педагогический и общекультурный: формирование педагогической культуры как основы педагогической деятельности; ориентация на общекультурные ценности в педагогическом процессе, формирование интереса к овладению различными концепциями и теориями в решении проблем становления личности учащихся.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |