Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы воспитания. Одной из качественных характеристик любой науки является нахождение закономерностей развития объекта исследования




Одной из качественных характеристик любой науки является нахождение закономерностей развития объекта исследования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитанности и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Что же такое закономерности детей воспитания?

Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат вос­питания. Закономерности отражают сущ­ностную характеристику процесса развития. Закономер­ности конкретизируются в принципах воспитания; прин­ципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значи­тельной мере обещает быть положительным.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономер­ность. На основе данной закономерности педагогика фор­мулирует принцип воспитания -поддерживать и направлять потребность ребенка в ак­тивности, учитывать соотношение меж­ду мерой активности малыша и его воз­можностями. Для реализации этого принципа техно­логия выстраивается так, чтобы ребенок имел возмож­ность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двига­тельной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в пе­дагогическом процессе опирается только на репродуктив­ные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соот­ветствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - закономерность. Малыш благополучно развивается и вос­питывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, про­являть к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребен­ку, ситуации, которые дают малышу возможность почув­ствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогичес­кий процесс обогащается совместной деятельностью де­тей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой техноло­гии должны быть личностно-ориентированы, т.е. пока­зывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и лич­ностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации у с п е х а - закономерность Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспи­тании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощ ности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т.п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, пред­восхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэто­му ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономер­ностью и принципом, то в основе педагогической техно­логии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вме­сте подумать, как ее починить. И в соответствии с первой закономерностью процесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал способ ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это похоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выразить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты се отремонтируешь, а я не­множко помогу, если тебе будет очень трудно». Посто­янно ругая малыша за погрешности, мы воспитаем чело­века неуверенного и, что особенно плохо, склонного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и ро­дителями именно из-за незнания и непонимания законо­мерностей воспитания и логики организации его процес­са. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные фор­мы организации деятельности и т.д. При анализе недостат­ков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование лично­сти ребенка, какие законы его развития были нарушены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.