Цель: потребность готовить детей к жизни и передавать им накопленный опыт.
Воспитанием занимались все члены рода, старейшие, умудренные опытом люди.
Содержание воспитания и обучения: уход за животными, земледелие, ремесла, обряды, традиции, история рода, религиозные верования.
- рабовладельческие страны древнего востока
Складываются первые системы воспитания (семейная и общественная), зарождаются первые педагогические теории.
В историю педагогики вошли две воспитательные системы Древней Греции: спартанская и афинская.
Спартанская воспитательная система.
Афинская воспитательная система.
Спарта воинствующее государство. Цель системы воспитания: подготовка детей воинов будущих рабовладельцев. Содержание воспитания: военно-физическая подготовка, беспрекословное подчинению старшим, презрение к рабам и физическому труду, счет письмо, лаконичная речь.
Афины – демократическая республика. Цель воспитания: сочетание умственного нравственного, эстетического развития. содержание воспитания: физическое развитие, чтение литературных произведений, слушание музыки, письмо, счет, декламация, пение, игра на муз инструментах.
Демокрит: Воспитание детей зависит от природы и методов воспитания, большое значение при этом имеет пример старших.
Платон: В своем трактате предлагал идею общественного воспитания людей с 3 до 30 лет с постепенным усложнением от чтения литературы, счета, письма до изучения философии и подготовки к государственной деятельности. Воспитание - это воздействие взрослых на детей с целью формирования нравственности и добродетели. А учение – это приобретение знаний посредством наук.
Аристотель: Выделил три стороны воспитания – физическое, нравственное, умственное. Цель воспитания: гармоническое развитие всех сторон души. Сделал попытку возрастной переодизации. Большое внимание уделял дошкольному возрасту: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучать его непосредственно с пеленок» (в семье). А школы должны быть государственными, для детей с 7 лет.
Средневековье вошло в историю засильем церкви, однако средние века внесли много ценного в педагогический опыт. Появились новые университеты, которые выполняли роль центров образования и культуры.
Университет Болонье (Италия)
Оксфордский университет (Англия)
Парижский университет (Франция)
В эпоху возрождения педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бекона, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Компанеллы и других.
Таким образом первоначально педагогика существовала в рамках философии. Постепенно накапливается теоретический базис, возникает необходимость в его осмыслении и педагогика возникает как самостоятельная наука.
IIэтап: педагогика как наука.
Ф И О
Годы жизни
Основные труды
Вклад в развитие педагогики как науки
Ян Амос Коменский (Чехия)
Джон Локк (Англия)
Жан-Жак Руссо
(Франция)
Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария)
Роберт Оуэн
(Англия)
Фридрих Фребель
(Германия)
Мария Монтессори
(Италия)
Константин Дмитриевич Ушинский.
(Россия)
Лев Николаевич Толстой
(Россия)
Надежда Констан-тиновна Карупская
(Россия)
Антон Семенович Макаренко
Василий
Александро-вич Сухомлин-ский
«Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»
«Некоторые мысли о воспитании»
«Эмиль или О воспитании»
«Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Лебединая песня»
«Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера».
«Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Педагогика детского сада»
«Дом ребенка», «Метод научной педагогики»
«Детский мир», «Родное слово»
«Азбука» и «Книги для чтения»
«Народное образование и демократия», «Женщина – работница»
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и т.д.
«Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива»
Требовал всеобщего обучения. Цель школы – дать детям всестороннее образование. Установил возрастную периодизацию(детство, отрочество, юность, возмужалость), подобрав каждому периоду соответствующую школу(материнская, родного языка, латинская, академия). Мечтал о стройной единой системе школ, преемственной на всех ступенях. Разработал содержание обучения, его принципы(дидактические). Обосновал необходимость классно-урочной системы занятий.
Предлагал воспитывать человека – джентльмена, умеющего вести дела и обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а в домашних условиях.
Составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до2 лет – физическое воспитание, с2 до12 – развитие внешних чувств, с12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с15 до совершеннолетия – нравственное развитие.
Соединил обучение с трудом, для развития физических и умственных сил. Мечтал о всеобщем образовании, для всех слоев населения. Считал целью воспитания – гармоничное развитие у каждого ребенка
Выдающийся английский гуманист. Трудовое воспитание необходимое условие для всестороннего воспитания. Выступал за анти религиозное светское воспитание. Создал ряд воспитательно-образовательных учреждений: школа для маленьких(1-6 лет), начальная школа(6-10 лет), вечерняя школа для подростков(работающие), система клубных занятий для взрослых. Опыты Оуэна в условиях капиталистической действительности потерпели крах.
Педагогика должна основываться на идеалистической философии. Ребенок – это носитель божественной сущности, наделенный 4 инстинктами: деятельности, познания, художественный и религиозный. Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и в общении необходимо организовывать занятия в обществе сверстников. Ввел понятие детский сад, разработал методику работы воспитателей с детьми. Создал дид. материал «дары Фребеля».
Воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий. Форма занятий – индивидуальный урок. Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия внутреннего мира ребенка. Основа обучения – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и дид. материала.
Принципы дидактики Ушинского: посильности, последовательности, наглядности, осмысленности и прочности усвоения знаний. При обучении необходим: твердый состав учащихся, расписание, фронтальные и индивидуальные занятия. Учитель не только преподаватель дисциплин, но и воспитатель. Система воспитания должна соответствовать потребностям народа, идея народности. Родной язык – энциклопедия народной мудрости.
Содержание обучения определяет религиозно – нравственное воспитание. Особую роль уделял таким методам обучения как слово учителя(рассказ, беседа). Широко использовал наблюдение и опыты, экскурсии – природосообразность обучения. Подчеркивал творческое начало всей деятельности учителя.
Цель воспитания: воспитание коллективиста, всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Считала необходимостью сочетать воспитание с общественным трудом. Внесла вклад в разработку основ детского и молодежного общественного движения.
Основной принцип воспитания – единство личности и общества. Осуществил беспрецедентный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей – правонарушителей. Соединил обучение и воспитание с производительным трудом. Принципы воспитания: через коллектив, в коллективе, уважение и требования к личности.
Педагогика строится на:
ü Любви к ребенку
ü Защитном воспитании (защищать от окр. зла)
ü Учить учиться.
Разработал вопросы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Разработал новый метод исследования в педагогике – эксперимент.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление