Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Возникновение, становление и развитие педагогики за рубежом и в России на разных исторических этапах




Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 31 – 37.

I этап: донаучного педагогического творчества.

- эпоха первобытности

Цель: потребность готовить детей к жизни и передавать им накопленный опыт.

Воспитанием занимались все члены рода, старейшие, умудренные опытом люди.

Содержание воспитания и обучения: уход за животными, земледелие, ремесла, обряды, традиции, история рода, религиозные верования.

- рабовладельческие страны древнего востока

Складываются первые системы воспитания (семейная и общественная), зарождаются первые педагогические теории.

В историю педагогики вошли две воспитательные системы Древней Греции: спартанская и афинская.

Спартанская воспитательная система. Афинская воспитательная система.
Спарта воинствующее государство. Цель системы воспитания: подготовка детей воинов будущих рабовладельцев. Содержание воспитания: военно-физическая подготовка, беспрекословное подчинению старшим, презрение к рабам и физическому труду, счет письмо, лаконичная речь. Афины – демократическая республика. Цель воспитания: сочетание умственного нравственного, эстетического развития. содержание воспитания: физическое развитие, чтение литературных произведений, слушание музыки, письмо, счет, декламация, пение, игра на муз инструментах.

Демокрит: Воспитание детей зависит от природы и методов воспитания, большое значение при этом имеет пример старших.

Платон: В своем трактате предлагал идею общественного воспитания людей с 3 до 30 лет с постепенным усложнением от чтения литературы, счета, письма до изучения философии и подготовки к государственной деятельности. Воспитание - это воздействие взрослых на детей с целью формирования нравственности и добродетели. А учение – это приобретение знаний посредством наук.

Аристотель: Выделил три стороны воспитания – физическое, нравственное, умственное. Цель воспитания: гармоническое развитие всех сторон души. Сделал попытку возрастной переодизации. Большое внимание уделял дошкольному возрасту: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучать его непосредственно с пеленок» (в семье). А школы должны быть государственными, для детей с 7 лет.

Средневековье вошло в историю засильем церкви, однако средние века внесли много ценного в педагогический опыт. Появились новые университеты, которые выполняли роль центров образования и культуры.

Университет Болонье (Италия)

Оксфордский университет (Англия)

Парижский университет (Франция)

В эпоху возрождения педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бекона, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Компанеллы и других.

Таким образом первоначально педагогика существовала в рамках философии. Постепенно накапливается теоретический базис, возникает необходимость в его осмыслении и педагогика возникает как самостоятельная наука.

IIэтап: педагогика как наука.

Ф И О Годы жизни Основные труды Вклад в развитие педагогики как науки
Ян Амос Коменский (Чехия)   Джон Локк (Англия)     Жан-Жак Руссо (Франция)     Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария)     Роберт Оуэн (Англия)   Фридрих Фребель (Германия)     Мария Монтессори (Италия)     Константин Дмитриевич Ушинский. (Россия)   Лев Николаевич Толстой (Россия)   Надежда Констан-тиновна Карупская (Россия) Антон Семенович Макаренко     Василий Александро-вич Сухомлин-ский 1592 – 1670   1632 – 1704   1712 – 1778     1746 – 1827   1771 – 1858     1782 – 1852     1870 – 1952     1823 – 1870     1828 – 1910     1869-1939     1888 – 1939     1918 - 1970 «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»     «Некоторые мысли о воспитании»     «Эмиль или О воспитании»   «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Лебединая песня» «Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера».   «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Педагогика детского сада» «Дом ребенка», «Метод научной педагогики»     «Детский мир», «Родное слово»   «Азбука» и «Книги для чтения»   «Народное образование и демократия», «Женщина – работница» «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и т.д. «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива» Требовал всеобщего обучения. Цель школы – дать детям всестороннее образование. Установил возрастную периодизацию(детство, отрочество, юность, возмужалость), подобрав каждому периоду соответствующую школу(материнская, родного языка, латинская, академия). Мечтал о стройной единой системе школ, преемственной на всех ступенях. Разработал содержание обучения, его принципы(дидактические). Обосновал необходимость классно-урочной системы занятий. Предлагал воспитывать человека – джентльмена, умеющего вести дела и обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а в домашних условиях. Составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до2 лет – физическое воспитание, с2 до12 – развитие внешних чувств, с12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с15 до совершеннолетия – нравственное развитие. Соединил обучение с трудом, для развития физических и умственных сил. Мечтал о всеобщем образовании, для всех слоев населения. Считал целью воспитания – гармоничное развитие у каждого ребенка   Выдающийся английский гуманист. Трудовое воспитание необходимое условие для всестороннего воспитания. Выступал за анти религиозное светское воспитание. Создал ряд воспитательно-образовательных учреждений: школа для маленьких(1-6 лет), начальная школа(6-10 лет), вечерняя школа для подростков(работающие), система клубных занятий для взрослых. Опыты Оуэна в условиях капиталистической действительности потерпели крах. Педагогика должна основываться на идеалистической философии. Ребенок – это носитель божественной сущности, наделенный 4 инстинктами: деятельности, познания, художественный и религиозный. Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и в общении необходимо организовывать занятия в обществе сверстников. Ввел понятие детский сад, разработал методику работы воспитателей с детьми. Создал дид. материал «дары Фребеля». Воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий. Форма занятий – индивидуальный урок. Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия внутреннего мира ребенка. Основа обучения – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и дид. материала. Принципы дидактики Ушинского: посильности, последовательности, наглядности, осмысленности и прочности усвоения знаний. При обучении необходим: твердый состав учащихся, расписание, фронтальные и индивидуальные занятия. Учитель не только преподаватель дисциплин, но и воспитатель. Система воспитания должна соответствовать потребностям народа, идея народности. Родной язык – энциклопедия народной мудрости. Содержание обучения определяет религиозно – нравственное воспитание. Особую роль уделял таким методам обучения как слово учителя(рассказ, беседа). Широко использовал наблюдение и опыты, экскурсии – природосообразность обучения. Подчеркивал творческое начало всей деятельности учителя. Цель воспитания: воспитание коллективиста, всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Считала необходимостью сочетать воспитание с общественным трудом. Внесла вклад в разработку основ детского и молодежного общественного движения. Основной принцип воспитания – единство личности и общества. Осуществил беспрецедентный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей – правонарушителей. Соединил обучение и воспитание с производительным трудом. Принципы воспитания: через коллектив, в коллективе, уважение и требования к личности. Педагогика строится на: ü Любви к ребенку ü Защитном воспитании (защищать от окр. зла) ü Учить учиться. Разработал вопросы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Разработал новый метод исследования в педагогике – эксперимент.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.