Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные пед. понятия




1. Воспитание как предмет педагогики имеет два значения. Воспитание - это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация».

Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый

процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных

учреждениях и направленный на развитие личности.

2. В законе РФ «Об образовании в РФ» говорится, что образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

3. Педагогическая деятельность, то есть учебно-воспитательная работа педагога, состоит в определении целей, содержания, средств воспитания и его результатов.

4. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Учебно-познавательная деятельность дошкольников – это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.

5. Педагогический процесс (см. тему Целостный педагогический процесс)

6. Социализация Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием " социализация".

Социализация - процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, "адаптация".

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Социализация как процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

 

 

Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 41 – 47.

 

В последнее столетие человечество значительно продви­нулось в изучении человека на всех возрастных этапах его развития. По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жиз­ни появляются новые отрасли педагоги­ки. Таким образом, педагогика за долгие годы своего ста­новления и развития превратилась в разветвленную сис­тему наук о воспитании.

 

Система педагогических наук

           
     
 
 


Общая педагогика Возрастная педагогика: Коррекционная

Преддошкольная педагогика:,

дошкольная, сурдопедагогика,

педагогика школы тифлопедагогика,

педагогика профессионально- логопедия,

технического образования олигофренопедагогика

педагогика средне-

проф. Образ. История педагогики

Педагогика

высшей школы

Частные методики:

методика математического

развития

Отраслевая педагогика методика развития речи

Семейная педагогика методика развития детского

Производственная педагогика изобразительного творчества

Социальная педагогика методика физического

воспитания

методика экологического

воспитания

методика музыкального

воспитания

Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания че­ловека, разрабатывает основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ре­бенок, а предметом изучения - закономерности, методы, средства технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный, школьный).

Предодшкольная педагогика - исследует вопросы развития и воспитания детей раннего возраста /от рождения до 3-х лет/.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной пе­дагогики является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская шко­ла» впервые была представлена система дошкольного вос­питания. Современная дошкольная педагогика изучает, во-пер­вых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, со­держание, формы организации, методы, приемы и сред­ства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Педагогика школы представляет собой одну из старей­ших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учеб­ного заведения, специфические проблемы получения выс­шего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика, вопросами обучения и воспитания слепых - тиф­лопедагогика, с речевыми нарушениями - логопедия, воп­росами обучения и воспитания умственно отсталых - оли­гофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Особую группу педагогических наук составляют част­ные методики, изучающие закономерности и специфику пре­подавания конкретных областей знаний (учебные предме­ты в школе).

Структура педагогической науки

 
 


Теория образования Теория воспитания Школоведение

и обучения (дидактика) Изучает процесс воспитания, Исследует

Дидактика изучает обучение анализирует сущность содержание и

как средство и специфический воспитания, его методы организации

процесс образования закономерности, тенденции и управления

и воспитания. В процессе и перспективы развития, школьным делом,

обучения деятельность разрабатывает цели, особенности

учителей и деятельность содержание, принципы, внутришкольного

учащихся неразрывно методы и организацию руководства.

связаны, взаимно обуславливают гуманистического воспитания. Рекомендации

друг друга. Задачи: изучение В соответствии с целями и адресованы

сущности, закономерностей, содержанием изучаются: руководителям

тенденций и перспектив развития умственное, нравственное, системы народного

обучения; разработка целей, трудовое, эстетическое, образования,

содержания, принципов, методов, физическое воспитание. директорам,

организационных форм и средств Исследует воспитание инспектуре.

обучения. Дидактика способствует в процессе обучения, труда, Рассматривает

разработке учебных программ и общественной деятельности, проблемы

планов. игры, изобразительной развития школы

деятельности, в общении. как единого

Исследует проблемы целого.

воспитание интеллекта,

воли, характера, чувств,

потребностей, мотивов, интересов,

личности в целом

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.