Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен(а)
Самостоятельная работа студентов
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие виды деятельности:
· подготовка к семинарским занятиям;
· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
· работу со словарными и энциклопедическими источниками;
· поиск и работу с периодической педагогической литературой;
· анализ педагогический понятий и концепций;
· классифицирование информации по определенному основанию;
· конструирование схем;
· подготовку видеопрезентаций;
· подготовку к контрольным работам, экзамену
Кол-во часов
Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
-
Раздел 1 «Методологические основы педагогики»
-
Тема «Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке»
Становление и развитие педагогики как науки.
Особенности педагогической науки: специфика предмета, объекта.
Задачи педагогической науки.
Основные функции педагогики.
Система педагогических наук. Связь педагогики с науками о человеке.
1.Задания (письменно): 1. Выберите несколько определений понятия «педагогика» и сравните их.
2. Из учебников педагогики различных авторов выпишите не менее пяти определений (трактовок сущности) объекта и предмета педагогики (см. таблицу ниже).
Источник информации:
автор, название, издательство, год издания
Объект педагогики
Предмет педагогики
1.
2.
3.
4.
5.
-
Тема «Методология педагогической науки»
1. Понятие методологии. Уровни методологического знания.
2. Ведущие задачи методологии педагогики. Теоретическая и нормативная сторона методологии.
3. Основные компоненты методологии педагогики.
4. Сферы реализации методологии педагогики.
5. Методологические подходы в педагогике.
6. Методологические основания построения педагогических систем.
-
Тема «Методы педагогических исследований»
Понятие о методе исследования в педагогике.
Классификация методов исследований.
Методы исследования, имеющие естественнонаучный характер.
Методы исследования, имеющие гуманитарный характер.
Основные этапы педагогического исследования.
2.Задания (письменно): 1. Подробно изучите один (по желанию - больше) метод научного исследования и на примере покажите способ его применения.
2. Заполните таблицу, распределив методы по группам (см. ниже):
Эмпирические методы
Теоретические методы
Методы построения теории
Сравнительно-исторические методы
-
Тема «Структура и категориально-понятийный аппарат современной педагогики»
Структура педагогики: самостоятельные научные дисциплины и научные отрасли.
Педагогические законы и закономерности.
Педагогические принципы.
Понятие о языке педагогики, ее категориях и понятиях.
Функции и значение категориально-понятийного аппарата.
Процесс формирования категориально-понятийного аппарата науки.
Основные категории и понятия педагогики.
3.Задания (письменно):1.Составьте схему структуры педагогической науки.
2. Составьте педагогический словарь по схеме (8-10 понятий):
Педагогическое понятие
Определение
-
Раздел 2.«Педагогический процесс как основная категория педагогики»
-
Тема «Теории целостного педагогического процесса»
Понятие «педагогический процесс», его особенности.
Теория П.Ф. Каптерева как первая целостная теория о «педагогическом процессе».
Эволюция теории целостного педагогического процесса.
Современные подходы к организации целостного педагогического процесса.
4.Задания (письменно):1.Сформулируйте принципы организации педагогического процесса
2.Заполните таблицу.
Считаю наиболее существенными следующие принципы
1.
2. т.д.
Принципы, которые, по моему мнению, реализовывались в процессе школьного обучения
1.
2. и т.д.
Принципы, которые, по моему мнению, не реализовывались в процессе школьного обучения
1.
2. и т.д.
Причины, по которым принципы не реализовывались в процессе школьного обучения
1.
2. и т.д.
-
Тема «Теории обучения и воспитания»
Понятие о дидактических концепциях.
Возникновение и развитие теорий обучения.
Классификация современных образовательных технологий.
Понятие концепции воспитания.
Классические теории воспитания.
Характеристика основных современных концепций воспитания.
Задания (письменно):1.Проанализировать три любые концепции обучения на предмет выявления их достоинств и недостатков.
2.Определите существенные черты авторитарных и гуманистических теорий воспитания.
-
Тема «Компетентностный подход к построению педагогического процесса»
Понятия «компетентность» и «компетенция», их взаимосвязь.
Понятие о Болонском процессе.
Сущностные признаки компетентностного подхода в обучении и образовании.
Характеристика ключевых компетентностей.
Задания (письменно):1. Найти по теме семинара статью в периодических журналах. Сделать конспект и аннотацию.
2. Подготовить презентацию по 2 вопросу.
-
Раздел 3 «Образование как социокультурный феномен, педагогическая система и процесс»
-
Тема «Образование как социокультурный феномен, педагогическая система и процесс»
1. Многозначность термина «образование».
2. Образование как феномен, как ценность, как система, как процесс, как результат.
3. Функции образования
4. Основные свойства современного образования.
Задания (письменно): 1. Найти по теме семинара статью в периодических журналах. Сделать конспект и аннотацию.
2. Написать эссе «Роль образования в жизни человека»
-
Тема «Конструирование содержания образования для учащихся разных ступеней обучения: многообразие образовательных программ»
Сущность содержания образования и его исторический характер.
Подходы к определению сущности содержания образования.
Теории формирования содержания образования.
Современные принципы структурирования содержания образования.
Характеристика современных образовательных программ.
Задания (письменно):1. Подготовить авторскую презентацию о ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты, «стандарты нового поколения»)
С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Теоретическая педагогика» используются следующие образовательные технологии:
1) интерактивные формы проведения занятий:
· просмотр и обсуждение видеофильмов;
· показ презентаций;
· компьютерные симуляции;
2) активные формы проведения занятий:
· деловые игры;
· ролевые игры.
Семестр
Вид
занятия
Используемые образовательные технологии
Л
Информационная лекция; презентация; лекция-визуализация; проблемная лекция, решение задач
ПР
Семинар-беседа; теоретический семинар, семинар с докладом; семинар-практикум
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление