Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории, взаимосвязь категорий




Вопрос 1. Объект, предмет и задачи педагогики, ее основные

 

Педагогика – это наука о воспитаниичеловека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная. Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;

2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

Прогностическая функция:

1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;

2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

Проективно – конструктивная функция:

1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

2) внедрение результатов педагогических исследований в практику;

3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как развитие, формирование, социализация. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний, умений, способов творческой деятельности, а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле, включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении.

Развитие самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке, в ходе которого человек совершенствует имеющиеся свойства, качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества.

Уже понятие «формирование». Формировани е - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных).

Еще уже понятие «социализация». Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация, хотя и включает в себя как целенаправленное, так и стихийное воздействие на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер. Соотношение и взаимосвязь основных понятий:

 

 

обучение образова- воспита- социализа- формиро- развитие

ние ние ция вание

 

 

Предмет и задачи дидактики, ее основные категории. Процесс обучения: понятие, функции, особенности, структурные компоненты.

 

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования. Объект дидактики - обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предмет дидактики - процесс преподавания-учения (процесс обучения) вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит. Задачи дидактики состоят в том, чтобы: 1) описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование. Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении. Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика (преподавание+учение), направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Преподавание - это деятельность учителя по руководству усвоением учащимися содержания образования. Учение - это система интеллектуальных и практических действий школьников, обеспечивающая усвоение ими содержания образования.

Процесс обучения - это развивающееся взаимодействие учителя и учащихся, направленное на достижение поставленной дидактической цели и приводящее к намеченному изменению состояния ЗУН учащихся, опыта творческой деятельности. Процесс обучения реализует три основные функции: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в формировании ЗУН, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Развивающая функция. Обучение ведет за собой развитие. В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности.

Особенности процесса обучения, которые в своей совокупности отражают его сущность:

1) обучение - вид социальной деятельности, средство передачи и усвоения социального опыта;

2) обучение носит конкретно-исторический характер. Каждой эпохе присущ свой характер обучения (цели, содержание, методика);

3) обучение - целенаправленный, планомерно организуемый процесс;

4) обучение - двусторонний процесс;

5) обучение есть в сущности процесс познания;

6) обучение - диалектически противоречивый процесс, противоречия выступают в качестве его движущих сил (противоречия: а) задачи учебного процесса и наличный уровень подготовленности и развития ученика; б) социальный опыт и наличный объем ЗУН ученика; в) знания, усвоенные учеником, и умения их применять; г) научные понятия, суждения и житейские представления ученика; д) фронтальность изложения материала и индивидуальное восприятие его учеником).

Структурные компоненты процесса обучения:

целевой (цель и задачи),

содержательный (содержание образования),

организационно - деятельностный (методы, средства, формы),

оценочно – результативный (результат обучения).

Функции учителя: выдвинуть цель и задачи, стимулировать познавательную активность учеников; раскрыть содержание обучения; организовать практическую деятельность учеников; контролировать ход обучения; оценить результаты. Функции ученика: осознать цель, план и смысл предстоящей деятельности; усвоить содержание обучения (восприятие – понимание – осмысление – обобщение – закрепление); выполнить практическую работу (применить знания, сформировать умения); осуществить самоконтроль и самооценку результата.

Методологическая основа процесса обучения – гносеология – теория познания, сердцевиной которой выступает теория отражения: общий путь познания истины идет от живогосозерцания (чувственного восприятия предметов и явлений, благодаря чему возникают ощущения и представления – познается внешняя сторона явления) к абстрактномумышлению (переход от конкретного (чувственного) восприятия к познанию сущности, установлению причинно – следственных связей; результаты обобщения выражаются в понятиях и законах) и от него к практике (проверка правильности выводов и обобщений).Этапы процесса познания предопределяют звенья учебного процесса: 1) подготовка учеников к восприятию; 2) восприятие учениками нового материала; 3) осмысление воспринятого материала; 4) обобщение; 5) закрепление; 6) применение знаний на практике; 7) контроль, анализ результатов.

 

Закономерности, принципы и правила обучения, связь между ними. Система принципов обучения, их характеристика.

 

Закономерности обучения - это объективно существующие, устойчивые и повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения (целевым, содержательным, организационно – деятельностным, оценочно-результативным), определяющие их существование, функционирование и развитие. Принципы обучения - это основные положения (нормативные предписания, требования), определяющие содержание, организационные формы и методы процесса обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями. Они вытекают из закономерностей обучения и носят характер самых общих указаний по организации и проведению процесса обучения. Требования каждого принципа реализуется на практике через совокупность правил. Правила обучения - это конкретные практические рекомендации по реализации того или иного дидактического принципа. В правилах предусматриваются типичные способы действий учителя в типичных ситуациях. Однако, как это будет сделано на практике, целиком и полностью зависит от учителя.

Система основных принципов обучения: научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения соответствовало уровню и перспективам развития науки, знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами. Выполнение этого принципа отражается в учебных программах и учебниках, в отборе учителем изучаемого материала, а также в обучении учащихся элементам научного поиска, методам науки. Правила реализации: излагай учащимся только достоверные факты и явления; обеспечивай ведущую роль теории в обучении; знакомь с историей важнейших открытий; раскрывай современное состояние изучаемого, перспективы развития науки.

Принцип связи теории с практики требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применять знания в жизни и вырабатывать собственные взгляды. Принцип отражает способ проверки учениками действенности изучаемых знаний и формируемых умений. Правила: опирайся на практический опыт учащихся; показывай пути использования знаний на практике; формируй умения и навыки применения знаний на практике; учи извлекать из своей практической деятельности теоретические знания.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Правила: излагай материал в определенной последовательности, заданной программой и учебником; опирайся на внутрипредметные и межпредметные связи; переходи к изучению нового только после усвоения предыдущего; добивайся преемственности в усвоении знаний и формировании умений.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы ученики не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Правила: учитывай реальный уровень развития и подготовленности учащихся; объясняй материал доступным языком; излагай новое, связывая его с хорошо известным учащимся; соблюдай меру трудности в обучении и др.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики было сформулировано Я.К.Коменским. Правила: применяй наглядность в комплексе с другими средствами обучения; перед использованием наглядности четко определи и сформулируй цель наблюдения; применяй наглядность в меру, только в нужный момент урока; обеспечь безопасность применения наглядности на уроке, ее хорошую видимость для всего класса.

Принцип сознательности и активности говорит о том, что обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Правила: стимулируй познавательную активность учащихся; используй проблемное изложение материала; обеспечивай понимание изучаемого; соотноси новые знания с уже имеющимся опытом учащихся; преодолевай механическое запоминание материала, формализм в обучении.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Правила: не перегружай материал частностями, выделяй главное; тщательно отбирай материал для заучивания и запоминания; делай упор на осмысление, а не механическое запоминание; организуй систематическое повторение изученного материала, закрепляй знания на практике

 

Содержание образования: понятие, структурные компоненты.

Нормативные документы, определяющие содержание образования.

 

Содержание образования - это часть социального опыта, отбираемая в соответствии с поставленными целями и задачами образования человека для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание образования определяется общей целью обучения, в которой выражено требование общества к школе. На содержание образования оказывают влияние и принципы обучения – они придают ему научно обоснованную направленность. При разработке структуры содержания образования исходят из того, что источником, откуда черпается содержание образования, является накопленный в обществе социально ценностный опыт.

Социальный опыт состоит из четырех компонентов, которые являются и компонентами содержания образования:

1) знания о мире (о человеке, обществе, природе, технике, способах деятельности, способах познания);

2) опыт осуществления способов деятельности (интеллектуальные и практические умения и навыки);

3) опыт творческой деятельности (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы; комбинирование нового из элементов известного; нахождение принципиально новых способов решения);

4) опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности, ее объектам. Функция первого компонента (знания ) - ориентация человека в окружающем мире.

Знания есть продукт познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества (это то, что уже добыто обществом). Знания состоят из научных фактов, понятий, законов, теорий, методов. Задача школы - способствовать овладению учащимися знаниями. Результатом овладения системой знаний должно выступать знание. Знание - это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение человеком научных фактов, понятий, законов, теорий, методов, правил. Функция второго компонента (умения и навыки) - воспроизведение человеком окружающего. Умения невозможны без знаний, знания обнаруживаются в умениях. Умения включают в себя знания и навыки, т.е. это более сложное образование, чем навык или знание, взятые в отдельности. Умения - это владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике, навык как составной элемент умений - это действие, доведенное до автоматизма. Различают интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы, составлять логические схемы и т.п.) и практические (читать, писать, вычислять, пересказывать, правильно и точно выражать свои мысли). В реальном учебном процессе интеллектуальные и практические умения выступают в единстве (например, решение задачи основывается на интеллектуальных и практических умениях). Функция третьего компонента (опыт творческой деятельности) - обеспечить готовность человека к творческому преобразованию действительности. Творческая деятельность объединяет ЗУН и отношения, поскольку осуществляется на их основе. Благодаря этому компоненту рождается новый опыт поколений, который обогащает прежний. Функция четвертого компонента (опыт эмоционально – ценностного отношения) - определить ценность объекта и акта деятельности, обеспечить мотивы деятельности и стимулы к ней. Благодаря этому компоненту формируется система ценностей человека.

Содержание школьного образования определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в бумажных (учебных книгах) и безбумажных (электронных) накопителях информации. Учебный план - это нормативный документ, направляющий деятельность образовательного учреждения. Различают три типа учебных планов: базисный, региональный и учебный план конкретной школы. Базисный учебный план разрабатывается специалистами и утверждается Гос. Думой РФ. На основе базисного учебного плана региональные органы управления образование разрабатывают региональный учебный план и рекомендуют его для школ своего региона. Учебный план школы разрабатывается на основе базисного или регионального и представляет собой документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Учебная программа - это нормативный документ, в котором определено содержание образования по учебному предмету. В структурном отношении учебная программа состоит из трех основных компонентов: 1) введения, где излагаются цели и задачи изучения того или иного учебного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся; 2) программы курса, в которой указывается перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс, перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, указания по реализации межпредметных связей; 3) методические рекомендации о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения и контроля. Учебник - это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики.

Вопрос 18. Методы обучения: понятие, структура, классификации. Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний

 

Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение дидактических задач. В определении понятия «метод обучения» главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Эту систему действий называют приемами. Прием обучения - составная часть, элемент метода; конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов обучения на практике достигается через средства обучения. Средства обучения - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс обучения для достижения поставленных дидактических целей. Основные средства обучения: слово (живое, печатное), образ (наглядность, личность учителя), деятельность (труд, познание, общение, игра). В структуру метода всегда входят приемы и средства обучения. Методов обучения и особенно их различных модификаций накоплено пед. наукой так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. Различают три наиболее употребимые классификации: по источнику знаний, способу мыслительной деятельности учащихся, типу взаимодействия учителя и ученика. По источнику знаний все методы обучения делятся на: 1) словесные (источник знания–слово): беседа, рассказ, дискуссия, лекция и др., 2) наглядные (источник знания–образ): иллюстрация, демонстрация, 3) практические (источник знания–действие): упражнение, лабор.работа, прак. работа). Рассказ - устное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к обучающимся. Виды рассказа: рассказ – вступление; рассказ-изложение; рассказ-заключение. Метод эффективен, если учитель умеет рассказывать, использует слова и выражения понятные для учащихся и соответствующие уровню их развития. Метод применяется в младших, реже в старших классах. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Виды беседы: вводная; сообщающая; закрепляющая; контрольная. По способу проведения беседа может быть репродуктивной (вопро-ответ) и поисковой. Эффективность беседы зависит от: умения учителя формулировать и задавать вопросы; наличия у учащихся необходимого запаса знаний, позволяющего им осмысливать и усваивать новую информацию эвристическим методом. Неэкономный и сложный метод. Лекция - монологический способ изложения объемного материала в течение сравнительно продолжительного времени. От других словесных методов отличается: а) более строгой структурой; б) логикой изложения; в) обилием сообщаемой информации; г) системным характером освещения знаний. По объему лекция занимает весь или почти весь урок, или «спаренное» занятие. Экономный метод, но применяется только в старших классах. Дискуссия - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся (обмен мнениями), руководимое учителем. Эффективность метода зависит от: 1) умения учителя вести дискуссию; 2) подготовленности учащихся в содержательном (у учащихся имеются необходимые знания по теме дискуссии) и формальном (умение выбрать форму изложения этих знаний: ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д.) отношении. Используется в старших классах, но элементы дискуссии практикуются и в школе второй ступени. Иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе статического объекта (символьное изображение объекта в помощью плаката, карты, портрета, рисунка, схемы и т.д.). Демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства. Если процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, то используется демонстрация, если требуется осознать сущность явлений, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Упражнение - повторное (многократное) выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения их качества. Виды упражнений: устные, письменные, графические, учебно-трудовые. Устные и письменные упражнения способствуют развитию логического мышления, культуры устной и письменной речи учащихся; графические направлены на развитие пространственного воображения; учебно– трудовые - формируют конструкторско–технические и трудовые умения. Лабораторная работа - проведение учащимися по заданию учителя опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы и явления. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов и пр. Отличие от лабор. работы: в ходе лабораторной работы учащиеся получают новые знания или расширяют, углубляют имеющиеся; в ходе практической работы они применяют полученные знания к решению практических задач.

 

Методы обучения: понятие, структура, классификации. Характеристика методов обучения по способу мыслительной деятельности

 

Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение дидактических задач. В определении понятия «метод обучения» главное – способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Эту систему действий принято называть приемами. Прием обучения - это составная часть, элемент метода; это конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов обучения (методических приемов) на практике достигается через средства обучения. Средства обучения - это объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс обучения для достижения поставленных дидактических целей. Основными средствами обучения являются слово (живое, печатное), образ (наглядность, личность учителя), деятельность (труд, познание, общение, игра). В структуру метода обучения всегда входят приемы и средства обучения. Методов обучения и особенно их различных модификаций накоплено педагогической наукой так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация методов обучения - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время различают три наиболее употребимые классификации: по источнику знаний, способу мыслительной деятельности учащихся, типу взаимодействия учителя и ученика. По характеру учебно – познавательной (способу мыслительной) деятельности методы обучения делятся на: репродуктивные (объяснительно – репродуктивный и собственно репродуктивный) и продуктивные (метод проблемного изложения; эвристический (или частично-поисковый), исследовательский). Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что учитель сообщает знания в «готовом» виде тем или иным способом (например, рассказывая, читая лекцию, объясняя и т.д.) с использованием различных дидактических средств (слово, различные пособия, ТСО и т.п.). Логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Характер деятельности ученика - пассивный, несамостоятельный, поскольку он только воспринимает информацию, осознает и запоминает ее.

 
 
Действия учителя Действия ученика
Излагает материал в повествовательной форме Слушает, осмысливает, за-поминает, делает записи
Выполняет рисунки, чертежи, записи на доске Смотрит, осмысливает, делает записи, зарисовки
Демонстрирует средства наглядности Смотрит, осмысливает
Производит необходимые опыты Наблюдает, делает выводы
Показывает образцы решения задач и выполнения упражнения Следит за действиями учителя, уясняет способы решения задач и упражнений

 

 


Суть репродуктивного метода состоит в том, что учитель организует деятельность учащихся по формированию умений на основе имеющихся у них знаний, а ученики эти умения воспроизводят, повторяют, отрабатывают выполняя различные упражнения. Метод проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученики усваивают логику решения проблемы. Этот метод является переходным от исполнительской к творческой деятельности.

Частично-поисковый метод включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах. Процесс решения проблемы идет по схеме: учитель (часть знаний сообщает) - учащиеся (часть знаний добывают самостоятельно)- учитель - учащиеся и т.д. Исследовательский метод предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

 

 
 
Действия учителя Действия ученик
Предъявляет учащимся проблему для самостоятельного исследования Осуществляют предварительное знакомство с заданием(проводят наблюдение, изучают литературу, актуализируют имеющиеся ЗУН, обдумывают их использование в новой ситуации)
Контролирует ход поиска, консультирует Выдвигают гипотезу, составляют план иссед-я
Проверяют гипотезу, устанавливают истину
Формулируют выводы, проверяют их достов-ть
Подводит итоги, организует обсуждение

 

 


Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся

 

Обязательным компонентом процесса обучения является контроль и учет ЗУН учащихся. Под контролем понимают выявление, измерение и оценивание ЗУН учащихся. Выявление и измерение называют проверкой, поэтому проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала и сформированности умений и навыков, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях учащихся. Под оценкой ЗУН понимается процесс сравнения (оценивания) достигнутого учащимися уровня владения ими ЗУН как эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка ЗУН реализуется в ходе их контроля (проверки). Условным отражением оценки является отметка, выраженная в баллах. Поэтому оценивание рассматривают как процесс, а оценку - как результат проверки ЗУН. В отечественной дидактике принята четырех балльная система отметок: «5» - владеет в полной мере (отлично); «4» - владеет достаточно (хорошо); «3» - владеет недостаточно (удовлетворительно); «2» - не владеет (неудовлетворительно). Оценка ЗУН производится на основе: 1) показатели сформированности знаний: владение понятиями, фактами, владение научной проблематикой, владение теориями, закономерностями и правилами, владение методами и процедурами. 2) показатели сформированности умений: построение алгоритма операций; моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение; самоанализ результатов выполнения действий составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности. 3) показатели сформированности навыков: аналогично, что и для умения, но его выполнение оценивается, например, скоростью и т.д. Контроль и учет ЗУН имеет образовательную, воспитательную, развивающуюся функции. Обучающая функция заключается в том, что в процессе контроля учащиеся повторяют, осмысливают, корректируют, закрепляют знания и умения. Воспитывающая функция заключается в приучении учащихся к системной работе, дисциплинированности, выработке у них волевых усилий. Развивающая функция связана с обучающей и воспитывающей и направлена, при соответствующей организации контроля, на развитие рефлексивного мышления, воспитания волевых, нравственных и других качеств личности. Вида контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый и комплексный. Предварительный контроль направлен на выявление уровня ЗУН учащихся на начальном этапе обучения или перед изучением новой темы (раздела и т.д.). Предварительный контроль сочетается с компенсаторным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях учащихся. Текущий контроль - это систематическая проверка усвоенных ЗУН на каждом уроке. Его главная функция - обучающая. Этот вид контроля должен быть оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам. Периодический контроль осуществляется после изучения крупных разделов программы, значительным темам курса, периода обучения. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных разделах курса. Главная функция этого вида контроля - систематизация и обобщение. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и по завершению учебного года. Его цель – диагностика уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. Специальным видом контроля является комплексная проверка, направленная на диагностирование способности обучаемых применять полученные при изучении различных учебных дисциплин ЗУН для решения практических задач. Например, расчет рентабельности подсобного хозяйства. Методы контроля - это способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения и эффективности учебного процесса. Выделяют следующие методы (формы): индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные беседы, письменный контроль, практические работы, тестирование, выставление поурочных, четвертных и годовых оценок успеваемости, методы программированного контроля, сдача зачетов и экзаменов и др. Принципы оценки, учета и контроля ЗУН: объективность; системность; наглядность. Принцип объективности требует использования надежных и валидных диагностических процедур, дружеского отношении ко всем учащимся, адекватных критериев оценивания ЗУН. Требование принципа системности состоит в необходимости проведения диагностики на всех этапах учебного процесса, комплексного использования различные формы, методы и средства. Принцип наглядности (гласности) требует мотивированного оглашения учителем оценок, объявления и обсуждения результатов диагностических срезов с привлечением всех заинтересованных лиц




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.