Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы организации деятельности. Методы и приемы воспитания




Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Продуктивное и непродуктивное использование методов и приемов воспитания в различных пед ситуациях.

Метод в самом общем значении - это способ достижения цели. Основная ф-ция метода - организация и регуляция деят-ти. Метод воспитания - это способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение целей воспитания. Цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.

Классификация методов воспитания по Ильиной Т.А.

1- методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и
др. В основе этих методов - опора на сознание и чувства

2- методы организации деят-ти: приучение, упражнение, поручение и др.

3- методы стимулирования: поощрение, наказание и др.
Методы убеждения.

Внушение - способ воздействия одной лич-ти на др, который опирается на гот-ть объекта воздействия «на веру» принимать идеи и без обдумывания, без борьбы мотивов выполнять требования воспитателя. Главным условием является доверие к тому, кто осуществляет воздействие. Данный метод хорош в тех ситуациях, когда личность не в состоянии в силу разных причин (возраст, здоровье, эмоц состояние) с достаточной степенью критичности оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Но в то же время постоянное применение этого метода может привести к привычке без обдумывания следовать указаниям извне.

Разъяснение - способ растолкования содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая для воспитанника является не ясной. Этот метод уместен, когда человека сталкивается с новой ситуацией и у него самого недостаточно опыта и знаний, чтобы правильно ее оценить и выработать адекватное поведение.

Рассказ - яркое, эмоциональное повествование, направленное на формирование определенного отношения к фактам, событиям, явлениям. Преимущество рассказа -человек не воспринимает услышанное как назидание, он сам в силу сопричастности с героями рассказа формирует собственное отношение к событиям, фактам, явлениям и вырабатывает определенные поведенческие установки. Мастерство рассказчика заключается в умении доходчиво передать смысл событий, вызвать эмоциональный отклик.

Беседа - вопросно-ответный метод общения, применяется с целью активизации мыслительной деятельности учащихся. Беседа основывается на обмене мнениями. Условием ее успешности является обоюдная заинтересованность собеседников в поиске истины, желании и стремлении узнать точку зрения др чел-ка, понять его позицию. Прием «вопрос к себе» - Е.Н. Ильин: вопрос должен быть сформулирован с расчетом не на абстрактно-логическое мыслетворение, а на эмоционально-чувственное отношение к обсуждаемой ситуации, чтобы он был личностно значим для собеседников.

Убеждение примером основывается на склонности детей к подражанию. Склонность к подражанию объясняется тем, что у ребенка бедный жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. В силу этого ребенок может взять за основу как положительный, так и отрицательный образец для подражания. Воспитательное влияние заключается в том, чтобы помочь ребенку выбрать пример, достойный для подражания, и выработать негативную оценку отрицательным примерам.

Приучение - постепенное, под контролем и при поддержке воспитателя освоение какого-либо способа действия. Смысл приучения - в выработке, склонности, потребности совершать те или иные действия, т.е. в выработке привычек. О сформированности привычек свидетельствует сложившийся динамический стереотип поведения. Приучение начинается с показа образца того или иного поведения. Приучение основывается на внешнем контроле и осуществляется, как правило, в сочетании с упражнением, поскольку привычный способ поведения требует закрепления необходимых навыков.

Упражнение - многократное повторение определенных действий и поступков, в рез-те которых формируются УН. Наряду с тем, что упражнение предполагает наличие элементарного механического повторения, применение данного метода дает положительный эффект, если человек достаточно четко представляет результат, которого он должен достигнуть, и сознательно стремится улучшить свои показатели.

Поручение - метод, основанный на передаче персональной ответственности за дело. Оно ставит человека в ситуацию, когда он неизбежно становится субъектом деятельности, а это значит, что он должен направить свою активность на достижение рез-та. Внешний контроль, как правило, идет за рез-том деят-ти, человек должен организовывать процесс сам: распределить ресурся, выработать определенный ритм работы, спланировать, осуществлять самоконтроль. Поручения бывают различной степени сложности, но в любом случае, выполняя поручении, человек должен проявлять свою инициативу и ответственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.