Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея свободы




Идея гуманизма

Идея природосообразности

Классики педагогики оптимистически смотрят на природу человека, утверждая, что «природа человека как бы сама призывает его к тому, что свойственно человеку» (Я. А. Коменский). Т.е. педагоги должны направлять развитие ребенка, не разрушая его, не запрещая ребенку быть самим собой.

Крайне сложно определить предел возможностей человека. Всякие попытки определить этот предел могут быть разрушительны для личности, предостерегал Ж.-Ж. Руссо.

Принимая как факт значительные различия между людьми, мы должны верить в возможности каждого проявить себя, раскрыть свои жизненные силы: «В каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины, и в каком-нибудь десятом поколении, может быть, запылает он пожаром гения и спалит свой род, одарив человечество светом нового солнца».— писал Я. Корчак.

Гуманизм понимается как признание человека высшей ценностью. Вся гуманистическая педагогика строится на идее любви и веры. И. Г. Песталоцци пишет: «Если нет любви и веры, то нет и начала нити, с которой начинается всякое истинное развитие человечности и по которой развивается оно до самого конца».

Ребенок должен, прежде всего, научиться любить людей. «Мы должны помочь молодому поколению осознать свое единство с природой, с другими людьми, с человечеством». Ж,-Ж. Руссо, считает способность любить людей, развивается вместе со способностью сострадать людям.

Окружающая действительность далеко не всегда создает атмосферу всеобщей любви. Мы должны формировать человеческие качества в несовершенном мире, где есть война, ненависть, подлость, предательство. Подлинная гуманность, считает В. А. Сухомлинский, заключается не в том, чтобы оградить ребенка от жизни, а в том, чтобы «пробудить у ребенка мысль» о необходимости самосовершенствования.

Идея свободы необыкновенно популярна в теории и практике педагогики. Я. А. Коменский, считал, что свобода сообразна человеческой природе, а кто принуждает других принять свои собственные взгляды, требуя слепого согласия и повиновения, те «насилуют человеческую природу».

Классики, провозглашая свободу как условие развития индивидуальности, разделяют свободу внешнюю и внутреннюю. Когда Д. Локк говорит о том, что не следует навязывать детям в виде обязанности ни учебник, ни что бы то ни было другое, чему они должны, по нашему мнению, учиться, то, вне сомнения, речь идет о внешней свободе. Внешняя свобода — это отсутствие ограничений. Внутренняя свобода — это умение пользоваться своими силами, владение самим собой.

Руссо считает, что суть истинной свободы состоит в том, чтобы «предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти».

Классики понимают свободу не как свободу «от», а как свободу «для» успешного осуществления деятельности. Очень точно это положение определил К. Д. Ушинский: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда — это цели педагогической деятельности».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.