Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая культура учащихся




Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников

Научно-технический прогресс в условиях рыночных отношений интересует все стороны человеческой деятельности: возрастают требования к надежности и качеству труда, развитию профессиональных функций личности. Поэтому необходимо уже в школьные годы развивать дарование учащихся, чтобы позволить каждому из них лучше профессионально определиться в соответствии со своими способностями.

Исходя из социально-экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей юношей и девушек можно сформировать задачи школы, родителей, общественности:

1. расширение представлений учащихся об отраслях и профессиях, требованиям к кадрам в условиях научно – технического прогресса и рыночных отношений;

2. убеждение в необходимости развития способностей;

3. практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности;

4. дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола, возраста и др. индивидуальных особенностей.

Для решения поставленных задач школа располагает большими возможностями. Прежде всего, нужно использовать возможности учебного процесса. Обучение в школе выполняет многочисленные функции, одной из которых является подготовка учащихся к труду, выбору и получению профессии. В этих целях обучение решает две задачи: развивает интересы, склонности и способности учащихся и раскрывает политехнические основы выбора и получения профессии. При изучении общеобразовательных предметов появляются и стабилизируются интересы к содержанию учебного материала и видам познавательной деятельности.

Психологи считают, что интерес отражает общую направленность личности, охватывает все психические процессы и, вместе с тем, активизирует познавательную деятельность. Поэтому, чем глубже интерес к учебному предмету или отдельному разделу, тем интенсивнее познавательная деятельность учащихся, тем выше успеваемость и развитие способностей.

Интерес возбуждает потребность в расширении общеобразовательного и политехнического кругозора, становится движущей силой интеллектуальной, творческой и практической деятельностью, дает направление применению знаний.

С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется и приобретает специфическую, профессиональную направленность. Изучения научных основ производства не самоцель, а средство профессиональной ориентации школьников и подготовки их к получению профессии.

Профессиональное самоопределение строится не только на политехнических знаниях, но и на практических умениях.

Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. В современной науке понятие ''экология" характеризуется единством биологического, социального, эконо­мического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, техниче­ской, медицинской экологии, рассматривающих поведение чело­века в природе.

Цель формирования экологической культуры школьников со­стоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целена­правленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и на­выков по изучению и охране природы.

Формирование экологической культуры школьников осущест­вляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельно­сти. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захдебный и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинар­ный подход в формировании экологической культуры; система­тичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей при­родной среды; взаимосвязь глобального, национального и краевед­ческого раскрытия экологических проблем и учебном процессе.

Междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого предмета в общей системе экологического образования. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов экологического образования, логику развития ведущих идей и понятий, их последователь­ное изучение и углубление.

Систематичность и непрерывность экологического образования достигаются при условии учета сту­пеней обучения (начального, неполного среднего, полного общего образования), возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся.

Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал нацеливает целостный педагогический процесс на взаимо­связь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным их восприятием, эстетическим переживани­ем.

Важно в процессе формирования экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные воздействия человека на природу в масштабе конкретного регио­на, мира в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.