Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заемная деятельность государства на внутреннем рынке




Внутренние займы Федерации. Дли покрытия бюджетного де­фицита РФ вынуждена привлекать заемные средства. В ст. 89 Бюджетного кодекса государственные заимствования РФ опреде­ляются как займы и кредиты, привлекаемые от физических и Юридических лиц, иностранных государств, международных фи­нансовых организаций, по которым возникают долговые обяза­тельства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (креди­те») другими заемщиками.

В результате заемной деятельности образуется государствен­ный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными госу­дарствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по госу­дарственным гарантиям, предоставленным РФ. Общегосударст­венный долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обя­зательства Российской Федерации могут существовать в форме (ст. 98 БК):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от име­ни РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностран­ными государствами и международными финансовыми органи­зациями в пользу указанных кредиторов;

2) государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоров и соглашений о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: 1) размещением долговых ценных бумаг и 2) получением креди­тов у специализированных финансово-кредитных институтов. Порядок выпуска и размещения долговых ценных бумаг регули­руется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обраще­ния государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ. В соответствии с этим Законом федеральны­ми государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам нацио­нально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и админи­стративно-территориальных образований РФ и условия их вы­пуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от места размещения различают займы внут­ренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

По внутренним займам кредиторами преимущественно вы­ступают физические и юридические лица, являющиеся резиден­тами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальной фондовом рынке. Для дополнительного поощре­ния инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внутренние займы субъектов РФ. Согласно Бюджетному ко­дексу РФ (ст. 30) государственные заимствования субъектов РФ это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погаше­ния займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств. Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует государственный долг субъекта РФ.

Субъекты РФ получили право заимствовать средства (в соот­ветствии с Законом 1993 г. № 4807—1) из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. Этот же закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объем его расходов устанавливаются дополнительно. Такая мера вполне оправданна, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочислен­ные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако длительное вре­мя заемная деятельность территорий в пределах нашего государ­ства законодательно не ограничивалась.

Первые ограничения заемной деятельности субъектов Феде­рации были установлены указами Президента РФ. Однако они касались только тех субъектов, которые размещали свои заимст­вования на внешних рынках.

Бюджетный кодекс РФ ввел следующие ограничения:

1) предельный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать (точно так же, как и муниципального долга) объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюд­жетной системы (ст. 107);

2) предельный объем расходов на обслуживание долга субъек­та РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов).

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на об­служивание и погашение долга, и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обяза­тельств, Бюджетный кодекс (ст. 112) допускает применение следующих мер; 1) назначение проверки исполнения бюджета субъекта РФ; 2) передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ; 3) принятие других мер, предусмотренных бюджетным законодательством.

В середине 90-х годов объемы заимствований территорий быстро увеличивались. Среди регионов, выпустивших и успеш­но разместивших займы, были не только экономически разви­тые регионы, такие, как Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Москва, но и экономически слабые регионы. Сред­ства, привлекаемые путем выпуска ценных бумаг, явились важ­ным источником финансирования расходов бюджета для ряда территорий, например для города Санкт-Петербурга, Ленин­градской области, Астраханской области. В настоящее время этот источник пополнения бюджета утратил свое значение.

 

 

Классификация государственных займов.

Рынок государственных ценных бумаг, входящий в состав фондового рынка, позволяет решать следующие задачи:

1) заимствование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях финансирования бюд­жетного дефицита;

2) проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

3) регулирование ликвидности коммерческих банков и фи­нансовых институтов.

Классификация государственных ценных бумаг. Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;

2) по месту размещения — внутренние и внешние государст­венные займы;

3) по обращению на рынке — рыночные и нерыночные государ­ственные займы. Рыночные займы свободно продаются и поку­паются. Они являются основными при финансировании бюджет­ного дефицита. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

4) по сроку привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (от пяти и выше). Краткосрочные займы ис­пользуются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов;

5) по обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззаакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или муниципали­тета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации;

6) по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, с нулевым купоном долговые обязательства. Вы­плата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на ос­нове лотереи. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год ни основе купонов.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номинал. Кроме краткосрочных, и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачиваемо! вместе с суммой основного долга. Как и кратко­срочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигации с нулевым купоном;

7) по методу определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом;

8) по обязанности заемщика твердо соблюдать сроки пога­шения займа, установленные при его выпуске, — обязательства с правом долгосрочного погашения и без права досрочного погашения.

Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено со­ставление и/или исполнение федерального бюджета.

Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обраще­ния, не допускается.

Рынок федеральных ценных бумаг. Отказ от использования средств ЦБ РФ для финансирования дефицита федерального бюджета РФ и ориентация на финансовый рынок означали раз­витие рынка государственных ценных бумаг. В то же время не­уклонный рост дефицита бюджета, необходимость погашения ранее выпушенных займов за счет новых выпусков привели к быстрому наращиванию этого сегмента рынка.

Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита занимали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), впервые выпущенные в 1993 г. Первоначально ГКО выпускались на три месяца, затем на шесть и двенадцать месяцев.

Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к; номиналу. Погашение производится ЦБ РФ по номиналу. Та­ким образом доход инвестора складывается за счет разницы ме­жду ценой реализации или ценой погашения и ценой покупки. Операции с ГКО могут осуществляться только через уполномо­ченных дилеров, получивших специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО.

В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнил­ся еще двумя — облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они выпускались в документарной форме на предъявителя и предоставляли их владельцам право получе­ния дохода сначала раз в четыре месяца, а затем — в шесть месяцев. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпускались сроком на один год, а позднее — на два года. В 1996 г. появились ОФЗ с по­стоянным купоном.

Внутренний валютный долг РФ представлен облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Решение об их выпуске было принято в 1992 г. для оформления задолженности Внеш­экономбанка по счетам юридических лиц. Валюта займа — дол­лары США. По каждой облигации осуществляются ежегодные купонные выплаты в размере 3%.

Облигации были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения один, три, шесть и десять лет. Выпуск осуществлен в документарной форме в виде ценных бумаг на предъявителя. В 1996 г. была проведена дополнительная эмис­сия ОВВЗ.

В середине 90-х годов на фондовом рынке РФ возникла парадоксальная ситуация: расцениваемые инвесторами как самые надежные, государственные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, шла не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны.

В условиях исчерпания внутренних ресурсов для финансирования новых выпусков ГКО ОФЗ было решено привлечь к one рациям с ними иностранных инвесторов. Привлеченные высокой доходностью государственных ценных бумаг, иностранные инвесторы стали активно наращивать свои вложения в них.

Затяжной кризис на финансовых рынках, в который Pоссия вошла с ноября 1997 г., резко осложнил ситуацию. Иностранные инвесторы стали отзывать свои ресурсы сначала с рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных ценных бумаг.

В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло обеспечить рефинансирование государственного долга и рассчитать по своим долговым обязательствам. Было принято решение о проведении новации: ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпушенные в обращение до 17 августа 1998 г обмениваюсь на новые выпуски государственных ценных бума со сроком погашения три, четыре года и пять лет. 10% выдавалось в виде денежных средств. Физическим лицам — резидентам РФ и некоммерческим организациям — при осуществлении но нации предоставлялось право получения полной суммы погашения в денежной форме.

Решение Правительства РФ стало критическим для рынка государственных ценных бумаг и его участников. Коммерчески! банки, сосредоточившие у себя крупные суммы ГКО-ОФЗ, понесли колоссальные убытки. Объемы операций на рынке резке сократились.

В 1999 г. кризис рынка государственных ценных бумаг про­должился, хотя происходило наращивание объема операций. В мае Минфин не смог погасить третий транш ОВВЗ (объем 1,3 млрд. долл. по номиналу). Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1306 владельцам облигаций предло­жено было обменять их на облигации государственного валют­ного облигационного займа 1999 г. и/или облигации федераль­ного займа с фиксированным купонным доходом.

Министерство финансов для проведения новации осущест­вило эмиссию новых облигаций. Валютные облигации 1999 г. выпускаются на восемь лет на сумму 1322 млн. долл. США. Вы­плата купонного дохода по ним производится два раза в год в размере 3% годовых. ОФЗ выпускаются сроком на четыре года, выплата купонного дохода осуществляется два раза в год.

Учитывая, что к началу 2000 г. рынок государственных цен­ных бумаг стабилизировался. Правительство РФ приняло реше­ние о возобновлении выпусков ГКО (после прекращения вы­пусков в августе 1998 г.). Новый выпуск был проведен в феврале 2000 г. на общую сумму 2,5 млрд. руб. За ним последовали дру­гие выпуски. В июле 2000 г. состоялся выпуск ОГСЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 17 февраля 2000г. № 260-р Минфину России разрешено осуществить эмиссию го­сударственных ценных бумаг в следующих объемах: ГКО — 30 млрд. руб., ОФЗ — 115 млрд. руб., облигаций государствен­ных нерыночных займов — 3 млрд. руб.

Рынок субфедеральных бумаг. Субъекты Федерации в ос­новном выпускали среднесрочные и краткосрочные ценные бумаги. Не у всех субъектов, вступивших на путь региональ­ных заимствований, все проходило гладко. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижего­родской областей, неудачи большинства эмитентов заключа­лись в том, что им не удавалось разместить выпуски целиком, что, во-первых, корректировало в нежелательную сторону ожидаемый объем бюджетных поступлений, а во-вторых, не позволило реализовать программы, под которые и осуществ­лялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с труд­ностью своевременного погашения долговых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок.

После 18 августа 1998 г. многие субъекты РФ также были вы­нуждены прибегнуть к реструктуризации своей задолженности.

 

 

Заемная деятельность государства на внешних рынках.

Займы Федерации. Россия входит в пятерку стран с макси­мальной внешней задолженностью наряду с Бразилией, Мекси­кой, Индией и Аргентиной. Ее внешний долг на начало 2000 г составил около 160 млрд. долл. Из них порядка 80 млрд. долл. — долг, унаследованный от СССР. За 1999 г. РФ смогла вернуть своим кредиторам в срок более 10 млрд. долл.

Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на две группы. Это кредиты Парижского и Лондонского клубов.

Основная сумма долга РФ — 50 млрд. долл. — приходится НЕ Парижский клуб, который объединяет около двух десятков госу­дарств. В основном это крупнейшие мировые кредиторы. Двой­ственное положение РФ заключается в том, что Россия одно­временно выступает в качестве должника одних стран и креди­тора других.

Второе место по объему долга занимают межбанковские кре­диты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков.

После распада СССР было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение по­зволило нашему государству сохранить свои позиции на между­народных финансовых рынках и обеспечить доверие к нам по­тенциальных западных инвесторов.

Реструктуризация внешнего долга РФ. После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР, составлявшего на 1 января 1992 г. 96,6 млрд. долл., остро встал вопрос о методах его регу­лирования. Конечное решение проблемы внешнего долга Рос­сии заключалось в выплате кредиторам во второй половине 90-х годов ежегодно по 15—18 млрд. долл. Но выполнение такой за­дачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны, по­этому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях. Такой процесс означает составление нового графика выплаты долга, нежели это вытекает из первоначальных схем кредитных соглашений.

Принципиальное соглашение о долгосрочной реструктуриза­ции с Парижским клубом стран-кредиторов было достигнуто в 1996 г. Однако после августа 1998 г. проблема погашения задол­женности возникла вновь.

В октябре 1997 г. было подписано соглашение Внешэконом­банка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструкту­ризации долга СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долл. сро­ком на 25 лет. Однако уже 2 декабря 1999 г. Россия отложила те­кущие выплаты более 500 млн. долл. банкам—членам клуба. На­чался новый раунд переговоров с западными банками. Соглаше­ние было достигнуто в феврале 2000 г. На его основе списанию подлежит 36,5% долга СССР. Остальную задолженность РФ об­менивает на новые 30-летние облигации.

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320 Министерство финансов РФ получило задание осущест­вить от имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре-декабре 1996 г. Первый выпуск российских еврооблига­ций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долл. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. За ним последовали дру­гие займы. В феврале 2000 г. на рынке находилось девять вы­пусков еврооблигаций со сроками погашения от ноября 2001 г. до июня 2028 г. Несмотря на исключительные сложности с мо­билизацией средств после кризиса в августе 1998 г., РФ не за­держала ни одной выплаты по этим облигациям.

Займы территорий. Впервые разрешение на выпуск внешних займов территориями было предоставлено Указом Президента РФ от 4 апреля 1997 г. «О выпуске внешних облигационных зай­мов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петер­бурга и Нижегородской области». В соответствии с этим Указом приказом Министерства финансов РФ от 8 апреля 1997г., № 32-н были утверждены стандарты эмиссии внешних облига­ционных займов органов исполнительной власти городов Моск­вы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области.

Позднее разрешения на размещение внешних облигацион­ных займов было дано Орловской, Челябинской, Самарской областям и другим субъектам РФ. Однако на практике только три первые территории успели разместить валютные займы до кризиса 1998 г. Полученные средства были вложены в инве­стиционные проекты, признанные приоритетными для дан­ных субъектов. Так, Нижний Новгород осуществил финансирование производства автобусов марки «ПАЗ», автомобилей «Соболь», восьми местных гражданских самолетов «Гжель», строительства мясокомбината.

В связи со значительным увеличением курса доллара по от­ношению к рублю субъекты РФ—заемщики испытывали слож­ности с погашением своих долговых обязательств. Несмотря на это. Москва и Санкт-Петербург своевременно и в полном объе­ме осуществляли платежи. Только Нижегородская область до­пустила просрочку, она впервые не выполнила свои обязатель­ства в октябре 1999 г.

По состоянию на I июля 2000 г. внешний долг субъектов РФ составил 26,9 млрд. руб.

В соответствии с БК РФ субъекты РФ не имеют права при­бегать к внешним кредитам и займам. Однако предусматривается, что субъекты РФ. уже имеющие внешний долг на дату введения запрета, могут осуществлять внешние заимствования при усло­вии, что объем внешних заимствований в текущем финансовом голу не превышает объем обязательств по погашению основной суммы долга субъекта РФ в текущем финансовом году. Превы­шение возможно при условии, что осуществляемые внешние за­имствования направляются исключительно на сокращение объе­ма внешнего долга субъекта РФ; обеспечивают сокращение рас­ходов на обслуживание долга; приводят к отнесению сроков по­гашения внешнего долга на более поздние сроки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.