КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления в развитии отечественной педагогической науки после Великой Отечественной Войны до начала 90-х годов XX века
Развитие системы образ-я в России во 2 пол. 20 в. В 1949 г. введ-но постановл-е о всеобщ. 7летнем образ-нии. Откываются техникумы, уч-ща, дома молодёжи. В 43 г. б. открыта академия пед. наук. После войны б. опубликованы работы Ушинского и Макаренко. В 40-50 г.г. успешно раб-ет моск. школа учёных во главе с И. Т Огородниковым. 58 г. – закон об укреплении связи шк. с жизнью и о дальнейшем развитии системы образ-я. 8летнее образов-е. Шк. д. б. связана с жизнью, нужно давать задания жизн. хар-ра. 66 г. – постановл-е о мерах дальнейш. улучшения работы ср. шк. Необх-мо исп-ть ср-ва нагляд-ти, обр-ть внимание на кач-во знаний. 70 г. – нов. устав средн. общеобраз-й школы. Типы образ-х учреждений: 1) нач. шк. – 4 года, 2) 8 лет. школы – 5-8 кл., 10лет. – 9-10 кл. После 8 кл. можно было идти раб-ть и уч-ся в вечерн. шк. После 10 кл. – идти на произв-во. 72 г. – необх-ть перехода на всеобщ-е средн. обр-ние. Школа тогда не была ещё готова, исказились идеи – понизилось кач-во знаний. Ряд пед-ов разраб нов. методы. Пед-ка сотрудничества: Шалва Алекс. Амонашвили, Виктор Фёд. Шаталов, Соф. Ник. Лысенкова и др. В 72 г. завершился переход. В 73 г. – основы законодательства союза и республик о народн. образ-ии. В 77 г. – постан-ние о дальнейш. совершенствовании. образ-я и восп-я и подготовки уч-ля к труду. Постан-ние подчеркнуло важность осущ-ния единства образ-я и восп-я, тесн. взаимосвязи умств., трудов., нравств. восп-я. Б. принято постан-е о бесплатн. пользовании уч-ми и о созд-ии школ. библиотеч. фондов. учебников. 79 г. – «О дальнейш. улучшении идеологич., политико-воспит. работы», где обращ-ся внимание на необх-ть всемерно крепить связь семьи, школы, общественности. В конце 70-х- нач. 80-х созданы школы- комплексы: учреждения обществ. восп-я детей (общеобр. шк., Дома пионеров, детск. клубы и общ-ва, кружки детск. худож. самодеят-ти), такие объединения д. б. способствовать более успеш. решению задач обществ. восп-я детей. В 80-х – завершение перехода к бесплатн. предоставл-ю учебн. для уч-ся всех классов общеобр. шк. 26 съезд компартии постановил дальнейш. разв-е сети и улучшения работы яслей, дет. садов. Были созданы услов-я для постеп. перехода на обуч. детей с 6лет. возр-та в подготовит. классах общеобр. школ. С 60 по 80 гг отеч учеными было разработаны проблемы методологии (цель, соц функции Восп-я), соерж-е общ образ-я и труд воспит-я, всесторонн развития личности и др. Васил Алекс Сухомлинскй – работу «Духовн мир школьника» (рекомендации по управ-ю поведением детей на разных возраст этапах их развития; уделял внимание вопросам формиров-я у шк-в гражд зрелости, идейно-полит Воспи-ю, деят-ти уч кол-ва вместе с педагогами. Галл Иван Щукина разработала концепцию развития познават интересов. В 50-е гг – проведен опыт в Липецк школе. На основе анализа пед практики выяснилось, что структура урока д.б. гибкой. Конникова и Новикова работали над проблемами в области воспит-я: воспитание в коллективе, рассмотрели систему межличностных отношений в кол-ве. Моносзон работал в области формир-я мировоззрения. Костяшкин: исследов-я в группах продленного дня. Равкин: истории педагогики. В дидактике признавался целостн подход к изучению уч-воспит процесса. Была разработана концепция общего средн образ-я (Исаак Яковл Лернер, Мих Ник Скаткин). По этой концепции, цель О-я – усвоение основ социал опыта. Соц опыт = знания о природе, общ-ве, технике, челе, способах деят-ти, опыт существ-я известн способах деят-ти (развитие навыков и умений), опыт творч деят-ти, опыт эмоц-ценностного отношения к миру и деят-ти. Уч процесс имеет логику – ученики д пройти 3 уровня усвоения знаний и умений – осознанное восприятие и запоминание и применение. Гмурман вывел ряд закономерностей Воспит-я: воспит-е через друг виды деят-ти, самоизменение и самовоспитане в процессе деят-ти, неравномерн развитие личности при отсутствии спец организованных воспит усилий. 42. Российская система образования и школа в условиях гуманизации и демократизации общества начала 90-х годов. Закон РФ «Об образовании». За годы реформ (1990-1991) из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны гос-ва пользовалась система образ-я. В 1992 г. - Закон РФ “Об образовании”, утверждающий гуманистические принципы образования, и Гос прога развития высшего образ-я до 2005 года. Административно-командная система руководства системой образ-я сменилась государственно-общественным управлением. В ведении государства - вопросы ведения единого образоват стандарта, сохранения преемственности среднего и высшего образ-я, обеспечения конституционных прав граждан в сфере образования. Наряду с гос общеобразоват школами -> лицеи, гимназии, колледжи, частные школы = возможность выбора. Система высшего образ-я - перестроена на принципах вузовской автономии и академ свобод. С 1992 года правила приема стали прерогативой вузов. В гуманитарном образовании –изменения: освобождено от идеологизации и политизации. Система образования - совокупность взаимодействующих: преемственных образ прог и гос образов стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образов учреждений (оУ); органов управления образ-м и подведомственных им учреждений и организаций. Образование («Закон») - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чела, общ-ва, гос-ва, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных гос-вом образоват уровней. удостоверяется соответствующим доком. Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Педагогика сотрудничества = единство воспитателя и воспитанника, строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками. Стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что обижает. Гуманизация образования - единство общекультурного, социально нравственного и проф развития личности. Всё = В индивидуальной форме. Учет возрастных особенностей псих развития – основа. Гуманный подход - стремиться приобщить детей к решению пед задач, сотрудничать с ними, делать их своими помощниками в воспитании, обучать тому, что умеем сами. «Закон об образовании». РФ провозглашает область образования приоритетной. гуманистический хар-р образ-я, приоритет общечел ценностей, жизни и здоровья чела, свободного развития личности. Воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам чела, любви к природе, Родине, семье; Защита и развитие нац культур, регион культурных традиций и особенностей в условиях многонационального гос-тва; общедоступность образ-я, адаптивность системы образ-я к уровням и особенностям развития и подготовки обуч-ся; свобода и плюрализм в образовании; Автономность образовательных учреждений. Гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка. Задачи в области образ-я: создание правовых гарантий для функционирования и развития системы образ-ия; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физ и юрид лиц в области образ-я, + правовое регулирование их отношений в данной области. В законе - след пункты - Образовательные программы. Формы получения образования. Учредитель образовательного учреждения (ОУ). Негос ОУ. + правила оформления устава для ОУ. Общие требования к содержанию образ-я. Общие требования к организации образовательного процесса (ОП регламентируется учебным планом, ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка контроля уч-ся. Общее, среднее и проф образ-я завершается итоговой аттестацией выпускников.. Дисциплина = на основе уважения чел достоинства уч-ся, педагогов. Физ и псих насилия не допускается. Родителям - возможность ознакомления с ходом и содержанием ОП, + с оценками успеваемости).Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Реализация общеобразовательных прог. Соц гарантии реализации прав граждан на образование. Права и соц защита уч-ся. Охрана здоровья. Права и обязанности родителей. Занятие пед деят-тью. Права работников ОУ, их соц гарантии и льготы. Международная деят-ть в области образования.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |