Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детей дошкольного возраста




ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

СЕМИНАР 8

Характеристика знаний для дошкольников

Отличительные признаки знаний Системные знания Систематизированные знания
Содержание знаний Понятие ?
Структура знаний ? Например:? Внешние признаки (например, цвет, форма, величина)
Ведущая познавательная деятельность Мышление (операции анализа, синтеза и др.) ?
Стратегия формирования ? Накопление фактов, их группировка по общему признаку

 

4. Проанализируйте содержание образовательной области «Познание», определите знания, отвечающее принципу системности. Докажите правильность выбора, опираясь на теоретические положения исследования В.И. Логиновой.

5. Раскройте сущность понятия «умственная активность» применительно к детям дошкольного возраста, определите основные условия ее развития в практике детского сада. Составьте опорный конспект ответа на поставленные вопросы, подчеркните ключевые слова или их сочетания. Объем работы – не более 1 страницы рукописного текста.

Задания к самостоятельной работе по теме:

- Выбрать один из видов детской деятельности и письменно доказать, что данная деятельность является средством умственного воспитания дошкольников. Содержание работы должно включать конкретные рекомендации по конструированию педагогического процесса в целях эффективного использования этого вида детской деятельности в практике детского сада или семейного воспитания.

- Разработать 2-3 проблемные ситуации, направленных на развитие умственной активности детей младшего (старшего) дошкольного возраста, которые могут быть сконструированы в практике детского сада или семейного воспитания. Подготовьтесь к аргументированному доказательству, что разработанные вами проблемные ситуации соответствуют основным условиям развития умственной активности у детей. Задание может быть выполнено рабочей группой из 2-3 студентов.

Вопросы для обсуждения:

1. Определить содержание понятий: знание, познание, познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, любознательность, любопытство, мировоззрение.

2. Познавательная активность, показатели ее проявления и уровни развития у детей дошкольного возраста.

3. Проявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста, характерные черты познавательного интереса, условия развития, средства формирования познавательного интереса.

4. Организация познавательной деятельности на занятиях и вне их.

Литература:

1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 7.- С.10-15.

2. Гризик Т. Методические рекомендации по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 5. – С. 6-14.

3. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 1. – С. 28-32.

4. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1965. – С.97-105.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. – С.138-166.

6. Куликова Т.А. О воспитании у дошкольников познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 9.

7. Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4.

8. Психолог в детском саду / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – С.124-133.

9. Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3.

10. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1975. – С.110-124.

Задания:

1.Составить терминологический словарь понятий (1 вопрос).

2.Каждому студенту выписать из предложенной литературы по 3 детских вопроса, иллюстрирующих проявление любознательности и познавательного интереса у детей. Вопросы должны быть репродуктивного, продуктивно-познавательного и проблемного характера.

3.Изучая литературу к вопросам 2 и 3, всю информацию предлагается занести в таблицу 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ познавательной активности и познавательного интереса

 

критерий Познавательная активность Познавательный интерес
Автор Годовикова Д. Бобылева Л., КуликоваТ., Маневцова Л. Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постникова, Н. Поддъяков).
Определение    
Проявления/ показатели    
Уровни, характерные черты    
Условия развития    
Средства: Формы, методы    
Компоненты П.И.    

 

 

СЕМИНАР 9

Тема: СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Вопросы для обсуждения:

1. Значение сенсорного развития ребенка для совершенствования чувственного познания окружающего мира.

2. Основные положения теорий зарубежного сенсорного воспитания (Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли).

3. Основные положения системы сенсорного воспитания отечественных педагогов (Е.И. Тихеева, А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина, А.М. Леушина).

4. Условия сенсорного воспитания.

Литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка. /Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – С.3-14.

2. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – С.107-117.

3. История дошкольной зарубежной педагогики. –М., 1986. – 464 с.

4. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. – М., 1976. – 432 с.

5. Розин В. Курс начальной геометрии. //Дошкольное воспитание. – 1971. №10. – С.31; № 11. – С.30.

6. Овид Декроли и его метод //Дошкольное воспитание. – 1991. № 11. – С.47 – 51.

7. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – С.7-22, 156-159.

8. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993. – с.157-176.

9. Морозова О., Е.И.Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание //Дошкольное воспитание, - 1993. - №5. – С. 54.

10. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. – М.:Просвещение, 1965. – С.152.

Задание: Изучить литературу. Выписать в таблицу основные компоненты системы сенсорного воспитания педагогов. Дать анализ буржуазных теорий и отечественных систем сенсорного воспитания.

 

Система сенсорного воспитания дошкольников

Педагоги Ф.Фребель М.Монтессори О.Декроли А.П.Усова Н.П.Саку- лина Н.А.Ветлу гина А.М.Леу- шина
Компоненты              
системы:              
1. Задачи              
2. Средства              
3. Условия              
4. Формы              
работы              
5. Методы и              
приемы              

СЕМИНАР 10

ТЕМА: ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика раздела «Сенсорное воспитание» (ОО «Познание») в ФГТ. Реализация задач по сенсорному воспитанию дошкольников в современных образовательных программах (усложнение цели, задач, содержания сенсорного воспитания от группы к группе).

2. Формы организации работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

3. Условия сенсорного воспитания в ДОУ.

4. Проектирование процесса сенсорного воспитания в детском саду.

Литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – С. 3-14.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.

3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – С.107-117.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. – С.138-166.

5. Морозова О. Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 5. – С.54.

6. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.А. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – С.7-22, 156-159.

7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8. Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. – М. Просвещение, 2012. – 14 с.

Задания:

1. Выделите задачи по сенсорному воспитанию дошкольников в образовательных программах, занесите их в таблицу. Проанализируйте и письменно изложите основные различия к определению сенсорного воспитания в образовательных программах. Подготовьте аргументированное суждение о соответствии содержания данных образовательных программ психолого-педагогическим исследованиям по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

2. Подготовьтесь к участию в деловой игре «Выставка «Развивающие игры по сенсорному воспитанию дошкольников». Студенты объединяются в рабочие группы по 2-3 человека и разрабатывают педагогический проект: 2-3 игры, направленные на решение задач сенсорного воспитания ребенка, а также методику, позволяющую диагностировать их решение, выявлять динамику сенсорного развития ребенка.

Критерии оценки выполнения задания:

· Оригинальность и успешность реализации главной задачи проектного задания – соответствие разработанных дидактических игр решению задач сенсорного развития; возможность использования игр в педагогическом процессе детского сада, в условиях семейного воспитания;

· Ясность изложения дидактической цели, содержания и правил игры;

· Оригинальность, адекватности методики диагностики сенсорного развития;

· Эстетичность выполнения дидактической игры;

· Оригинальность решения, артистичность в ходе презентации.

Наиболее эффективной является игра, которая может иметь разные варианты использования для комплексного решения задач сенсорного воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.