Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.Н.Демидова, Н.Б.Лобаненко и




Учебник развивающего обучения: каков он?

Э.Г.Гельфман, М.А.Холодная,

другие авторы проекта МПИ

(Наша школа. – Владимир. – 1997. - № 2-3. – С.9-14).

 

Группа российских ученых под руководством Э.Г. Гельфман уже более 20 лет работает над созданием и внедрением в школьную практику образовательного про­екта "Математика. Психология. Интеллект" (МПИ). Цель, ради которой работают авто­ры проекта МПИ, — развитие интеллектуаль­ных возможностей каждого ребенка, имен­ного каждого, конкретного, живого ребенка с его непредсказуемостью и уникальностью.

Разрабатывая пути достижения этой цели, авторы проекта строят свою психоло­гически ориентированную модель — обога­щающую модель обучения. Она призвана дать ребенку не только право, но и возмож­ность полноценного человеческого развития в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психических ресурсов.

Основные идеи авторов проекта МПИ ре­ализованы в книгах по математике для де­тей 10-15 лет.

В МПИ-серию входит ряд книг: 1. Де­сятичные дроби в Муми-доме. 2. Натураль­ные числа и десятичные дроби. Практикум. 3. Положительные и отрицательные числа в театре Буратино. 4. Дело о делимости. 5. Про Ивана-Царевича, Елену Прекрасную и рациональные числа. 6. Знакомимся с ал­геброй. 7.Тождества сокращенного умноже­ния. 8. Алгебраические дроби. 9. Книга о кор­нях. 10. Квадратные уравнения. 11. Нера­венства. 12. Сказка о спящей красавице, или Функция. 13. Системы уравнений. 14. Квад­ратичная функция. 15. Последовательности. 16. Геометрия для младших школьников (в трех частях). 17. Психологические механиз­мы развития интеллекта. 18. Психологичес­кий практикум. 19. Дидактика математики.

Учителя оценивают серию книг МПИ по-разному: одни их с удовольствием прини­мают и с увлечением используют в своей работе, другие — осторожно "поглядывают" на них "издали" и извлекают из них то одну, то другую учебную задачу, проблемную си­туацию и т.д., но использовать МПИ-учебники в полной мере не решаются, третьи — с чрезмерной долей агрессии их отвергают, отмечая все-таки "некоторую привлекатель­ность комплексов-заданий". Единственной оценки, которой книги МПИ не получают ни­когда — это оценки равнодушной. Что же отличает учебные книги серии МПИ от тра­диционных школьных учебников? Попробу­ем ответить на этот вопрос.

В традиционном обучении содержание школьного учебника выступает в качестве проекции содержания соответствующей на­уки в ее преломлении через доминирующие культурные Ценности. Сам учебник при та­ком подходе может быть сделан по типу справочника, сборника задач, хрестоматии по основам наук.

Авторы проекта МПИ разделяют точ­ку зрения тех ученых, которые считают, что нужны школьные учебники принци­пиально нового типа — нужны учебники, способные выполнять роль интеллекту­ального самоучителя. Но для этого необ­ходимо изменить принципы конструирова­ния учебного текста. В частности, подобно­го рода учебник по своему содержанию и форме должен быть проекцией уже не толь­ко научного знания, но и основных психоло­гических линий интеллектуального развития детей, в том числе линий, связанных с уче­том особенностей состава и строения мен­тального (умственного) опыта ребенка.

Перечислим общие требования к пси­хологической основе конструирования учебных текстов, которые в связи со ска­занным выше учитывались при создании се­рии "Математика. Психология. Интеллект":

I. Содержание учебного текста является психологически многоуровневым, поскольку отдельные его "дозы" обращены к разным компонентам ментального опыта ребенка. В частности, текст учебных пособий организо­ван так, что в нем представлены аналитико-логическая, визуальная, практическая, алго­ритмическая, "невозможная" линии ведения учебного материала, заложены основы для формирования основных компонентов метакогнитивного опыта, активизации интенционального опыта и т.д.

2. Учебный текст представлен либо в форме сюжетной исто­рии (5-6 классы), либо с использованием эле­ментов интеллектуальной игры в виде мыс­ленного эксперимента, самостоятельного ис­следования, моделирования и т.д. (7-9 клас­сы). Дело в том, что учебник сможет быть самоучителем при условии максимальной вовлеченности ребенка в работу с текстом.

3. Обучающие задания характеризуются: наличием определенного психологического адресата (одни из них развивают компонен­ты понятийного мышления, другие — метакогнитивные навыки и т.д.); отсутствием жесткого давления условий и требований; многовариантностью исходных данных и путей их рассмотрения; ориентацией ребен­ка на анализ решений посредством уточня­ющих, проблемных вопросов; погружен­ностью в реальные жизненные впечатления и т.д.

4. Основная часть учебных текстов организована в виде прямых и косвенных ди­алогов (общаются между собой герои книг, через текст идут постоянные обращения к ребенку-читателю и т.д.).

Более детальные изменения в конструк­ции учебного текста связаны с реализацией ряда дополнительных требований к органи­зации учебной информации, среди которых мы в качестве важнейших выделили бы сле­дующие:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.