КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л.Н.Демидова, Н.Б.Лобаненко и
Учебник развивающего обучения: каков он? Э.Г.Гельфман, М.А.Холодная, другие авторы проекта МПИ (Наша школа. – Владимир. – 1997. - № 2-3. – С.9-14).
Группа российских ученых под руководством Э.Г. Гельфман уже более 20 лет работает над созданием и внедрением в школьную практику образовательного проекта "Математика. Психология. Интеллект" (МПИ). Цель, ради которой работают авторы проекта МПИ, — развитие интеллектуальных возможностей каждого ребенка, именного каждого, конкретного, живого ребенка с его непредсказуемостью и уникальностью. Разрабатывая пути достижения этой цели, авторы проекта строят свою психологически ориентированную модель — обогащающую модель обучения. Она призвана дать ребенку не только право, но и возможность полноценного человеческого развития в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психических ресурсов. Основные идеи авторов проекта МПИ реализованы в книгах по математике для детей 10-15 лет. В МПИ-серию входит ряд книг: 1. Десятичные дроби в Муми-доме. 2. Натуральные числа и десятичные дроби. Практикум. 3. Положительные и отрицательные числа в театре Буратино. 4. Дело о делимости. 5. Про Ивана-Царевича, Елену Прекрасную и рациональные числа. 6. Знакомимся с алгеброй. 7.Тождества сокращенного умножения. 8. Алгебраические дроби. 9. Книга о корнях. 10. Квадратные уравнения. 11. Неравенства. 12. Сказка о спящей красавице, или Функция. 13. Системы уравнений. 14. Квадратичная функция. 15. Последовательности. 16. Геометрия для младших школьников (в трех частях). 17. Психологические механизмы развития интеллекта. 18. Психологический практикум. 19. Дидактика математики. Учителя оценивают серию книг МПИ по-разному: одни их с удовольствием принимают и с увлечением используют в своей работе, другие — осторожно "поглядывают" на них "издали" и извлекают из них то одну, то другую учебную задачу, проблемную ситуацию и т.д., но использовать МПИ-учебники в полной мере не решаются, третьи — с чрезмерной долей агрессии их отвергают, отмечая все-таки "некоторую привлекательность комплексов-заданий". Единственной оценки, которой книги МПИ не получают никогда — это оценки равнодушной. Что же отличает учебные книги серии МПИ от традиционных школьных учебников? Попробуем ответить на этот вопрос. В традиционном обучении содержание школьного учебника выступает в качестве проекции содержания соответствующей науки в ее преломлении через доминирующие культурные Ценности. Сам учебник при таком подходе может быть сделан по типу справочника, сборника задач, хрестоматии по основам наук. Авторы проекта МПИ разделяют точку зрения тех ученых, которые считают, что нужны школьные учебники принципиально нового типа — нужны учебники, способные выполнять роль интеллектуального самоучителя. Но для этого необходимо изменить принципы конструирования учебного текста. В частности, подобного рода учебник по своему содержанию и форме должен быть проекцией уже не только научного знания, но и основных психологических линий интеллектуального развития детей, в том числе линий, связанных с учетом особенностей состава и строения ментального (умственного) опыта ребенка. Перечислим общие требования к психологической основе конструирования учебных текстов, которые в связи со сказанным выше учитывались при создании серии "Математика. Психология. Интеллект": I. Содержание учебного текста является психологически многоуровневым, поскольку отдельные его "дозы" обращены к разным компонентам ментального опыта ребенка. В частности, текст учебных пособий организован так, что в нем представлены аналитико-логическая, визуальная, практическая, алгоритмическая, "невозможная" линии ведения учебного материала, заложены основы для формирования основных компонентов метакогнитивного опыта, активизации интенционального опыта и т.д. 2. Учебный текст представлен либо в форме сюжетной истории (5-6 классы), либо с использованием элементов интеллектуальной игры в виде мысленного эксперимента, самостоятельного исследования, моделирования и т.д. (7-9 классы). Дело в том, что учебник сможет быть самоучителем при условии максимальной вовлеченности ребенка в работу с текстом. 3. Обучающие задания характеризуются: наличием определенного психологического адресата (одни из них развивают компоненты понятийного мышления, другие — метакогнитивные навыки и т.д.); отсутствием жесткого давления условий и требований; многовариантностью исходных данных и путей их рассмотрения; ориентацией ребенка на анализ решений посредством уточняющих, проблемных вопросов; погруженностью в реальные жизненные впечатления и т.д. 4. Основная часть учебных текстов организована в виде прямых и косвенных диалогов (общаются между собой герои книг, через текст идут постоянные обращения к ребенку-читателю и т.д.). Более детальные изменения в конструкции учебного текста связаны с реализацией ряда дополнительных требований к организации учебной информации, среди которых мы в качестве важнейших выделили бы следующие:
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |