КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Создание условий для становлений базовых интеллектуальных качеств личности
Среди интеллектуальных качеств, наличие которых может стимулировать развитие интеллектуальных возможностей ребенка можно выделить такие, как любознательность (способность активно реагировать на новую информацию), критичность (способность фиксировать и разрешать противоречия), креативность (способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности), дисциплинированность ума (способность строить свою интеллектуальную деятельность по плану), самоконтроль (способность к самопроверке и самоинструктированию), диалогичность (способность участвовать в совместных обсуждениях и вести диалог с самим собой). Формирование указанных выше интеллектуальных качеств предполагает существенную перестройку ментального опыта ребенка в направлении выстраивания продуктивного познавательного отношения к учебному материалу. Последнее предполагает, с одной стороны, готовность иметь дело с неожиданной, противоречивой информацией, отсутствие страха при столкновении с необычными идеями, доверие к своим собственным умонастроениям и т.д. и, с другой стороны, направленность на саморегуляцию и самокоррекцию собственной интеллектуальной деятельности с соответствии с объективными требованиями учебной ситуации. Одним из методических приемов, позволяющих создать условия для формирования данных интеллектуальных качеств, является прием введения в учебный текст персонажей с четко определенными психологическими ролями. В учебной книге "Десятичные дроби в Муми-доме" (б класс) действуют герои, чье поведение имеет разный психолопя-ческий смысл. Взрослые (Мумми-папа, Мумми-мама, Ондатр) направляют, поощряют, оказывают помощь. Дети (Мумми-троль, Снорк и другие) увлеченно изучают природу числа, при этом каждый делает это по-своему. Наконец, самые маленькие герои (То-фела и Вифсла), как и положено малышам, не всегда сразу все понимают, часто ошибаются. Ребенок, читающий книгу, имеет возможность освоить разные варианты интеллектуального поведения. В учебной книге "Положительные и отрицательные числа в театре Буратино" (6 класс) за каждым из героев также закреплена конкретная психологическая роль. Так Буратино отличает неуемная фантазия, он склонен задавать каверзные вопросы, оспаривать, казалось бы, очевидное и выдвигать неожиданные, рискованные идеи. Его психологическая роль — роль "возмутителя интеллектуального спокойствия". Напротив, другой герой — Сверчок — оценивает, определяет направление дальнейшей работы, помогает подводить итоги и находить ощибки. Его психологическая роль — руководить, контролировать, и т.д. В учебной книге "Знакомимся с алгеброй" (7 класс) в разделе "Для тех, кто хочет вести секретную переписку с друзьями" появляется новый герой — Фома, "...личность весьма примечательная. Ничему на слово не верит, все пытается делать по-своему. Любит, с одной стороны, находить новые решения старых проблем и, с другой стороны, использовать старые знания Для преодоления новых трудностей. Любит читать самые разные математические книги, разыскивать в них нестандартные ситуации и находить из них выход. А больше всего любит сам такие ситуации создавать". (Знакомимся с алгеброй, 1994, с. 115), В частности, дети, занимаясь вместе с Фомой расшифровкой телеграмм, осваивают алгебраическую операцию над новыми объектами — подстановками, хотя обычно изучение этого материала считается возможным только на уровне студентов вузов с математической специализацией. Таким образом, при работе с данными учебными пособиями ребенок перенимает типичные для тех, либо других персонажей познавательные позиции, привыкая строить свое познавательное отношение к учебной информации по примеру интеллектуального поведения героев. Становлению базовых интеллектуальных качеств личности способствуют также специально разработанные задания. Рассмотрим примеры заданий, формирующих у учащихся умение планировать свою деятельность. Покажем прежде всего задание, выполняя которое ученику придется оглянуться назад и оценить, по какому плану шел процесс изучения учебного материала. Перед изучением уравнений, содержащих переменную в знаменателе, семиклассникам предлагается задание. Пример 1. "Решите следующие уравнения: 1) 2(х-2)=3(х+6)-4; 2) 3(2х-2)=6х+5; 3) 3(2х-2)=6х-6; 4) 1,7(13+Зх)-0,3=1,4; 5) (х+3)2-(х-2)2=27; 17 11 6. -5—+—х+2— = — х; 5 5 6 3 7) 81х2-100=0; 8) (х+4)(х-5)=0; 9)хг-6х=0; 10) 5х2+10х=-5; 11)х2-5х+6=0; 5х+21 4-Зх 8х+62 12)-----2х =---+----; 3 4 8 х2 2х 13)------= 0 х-2 х-2 Какие из этих уравнений являются целыми, какие — дробными, какие — рациональными? При решении каких уравнений вы применяли один и тот же алгоритм? Использовали ли вы такой алгоритм: — раскрываем скобки, если они есть в уравнении; — все слагаемые, содержащие переменную, собираем в одной части равенства, а не содержащие переменной в другой; — приводим подобные; — делим обе части равенства на коэффициент при переменной. При решении таких уравнений вам пришлось разлагать многочлены на множители? Какие уравнения потребовали от вас применения новых приемов? Какие уравнения вызвали у вас затруднения? Можно ли сказать, что решение всех уравнений свелось к решению целых уравнений? Можете ли вы сказать, что решение всех уравнений свелось к решению уравнений вида ах=Ь?" Умение планировать воспитывают и та- кие задания, предлагающие ученику вникнуть в чей-то план; оценить его и сравнить различные пути решения одной и той же задачи; поставить задачи, которые могут быть решены по определенному плану. Пример 2. "Мотоциклистхотел проехать от пункта А до пункта В за определенное время. Проехав 54 км, он остановился на 5 мин. Поэтому на оставшихся 36 км пути он увеличил скорость на 6 км/ч и прибыл в пункт В вовремя. Найдите первоначальную скорость мотоциклиста. Эту задачу можно решить с помощью любого из трех уравнений: 36 36 1 54 1 36 _ 54 +36 х+6 12 12 х+6 36 36 = 6 в) Х+-- * х 12 1. Какая величина принята за неизвестную х в каждом уравнении? 2. Что в условии задачи послужило основой для составления каждого из уравнений? 3. Какое из уравнений вы бы выбрали для решения задачи? 4. Есть ли в условии задачи лишние данные? 5. Какие из трех данных уравнений изменяются и как изменяются, если станет известно, что: а) до остановки мотоциклист проехал 72 км; б) после остановки мотоциклист проехал 28 км; в) путь после остановки не указан; г) мотоциклист остановился на середине пути. Важно, чтобы ученики были поставлены в ситуацию, когда нужно самостоятельно поставить цель своей учебной деятельности, наметить план достижения этой цели. В учебнике для 7-го класса задания, направленные на самостоятельный разбор умножения и деления алгебраических дробей, предваряет такая инструкция: Пример 3. "Помните ли вы задачу из §.5 про велосипедиста? Помните, что мы еще не довели ее решение до конца? Нам осталось выполнить деление алгебраических дробей. Как вы догадываетесь, прежде, чем делить алгебраические дроби, нужно научиться их умножать. Этим мы и предлагаем вам заняться — попытайтесь разработать свой план освоения операции умножения, а потом и операции деления. Может быть, вам будет достаточно: посмотреть в этом параграфе все определения; изучить теоремы; запомнить правила; разобраться в алгоритмах — и вы доведете решение задачи про велосипедиста до конца; затем займетесь задачами практикума 4. Приведем примеры заданий, способ- ствующих, на наш взгляд, наращиванию детского опыта в самопроверке. Пример 4. "Проверьте решение примеров. Исправьте ошибки и подумайте о причинах их появления. 1) 10,25-3=10,22; 2) 9,234-5,679=3,555; 3) 9,234-4,536=4,698; 4) 25,78-0,2=23,78; 5) 4,676-0,03=4,673; 6) 25,78-1,34=24,44." Пример В. "Не проводя точных вычислений суммы (1,2347+0,3455+2,13547), исключите неверные ответы: 37,15671; 3,71567; 2,61504; 5,61504." III. "Найдите сумму: 1) 2,6+4; 2) 0,26+4; 3) 26+0,4; 4) 2,6+0,4; 5) 0,026+4; 6) 0,026+0,4; 7) 0,026+0,04; а) 0,26+0,4. В чем особенность предложенных для вычисления сумм?" Пример 6. "Как бы вы стали проверять решение любого примера на сложение и вычитание?" Пример 7. "1. Представьте число 502,8345 в виде разности так, чтобы в уменьшаемом разряде сотых стояла цифра "5". 2. Представьте число 13,507 в виде суммы так, чтобы в одном из слагаемых в разряде десятичных стояла цифра "4". Становлению базовых интеллектуальных качеств помогают также задания, которые в той или иной мере активизируют участие в интеллектуальной работе ребенка, его личных переживаний, интуитивных представлений, эмоциональных оценок, умонастроений и т.д. Пример 3. После работы над соответствующими проблемами, учащимся предлагаются такие задания: "Вернитесь к выполненным заданиям раздела "Умножение рациональных чисел" (). Какие задания показались вам: а) легкими; б) очень трудными; в) интересными; г) полезными; д) лишними? Каких заданий, на ваш взгляд, не хватает? Придумайте свои задания". Пример О.'Ученикам предложили контрольную работу в трех вариантах, но задания внезапно исчезли. Остались только сведения о том, что: вариант 1 проверял умение делить любые рациональные числа; вариант 2 содержал необычные задания на деления рациональных чисел; вариант 3 включал трудные примеры и задачи на деление. Восстановите хотя бы один из вариантов и решите его." Пример 10. "Сыграйте в "Поле чудес". TJZJ Выигрывает тот, кто не только отгадает слово, но и расскажет о его использовании. Подсказка: (на всякий случай). Все слова можно отгадать, если "умно" читать рисунок;
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |