КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образования понятии
I. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА IV. Обеспечение психологически комфортного режима умственного труда. III. Формирование метакогнитивной осведомленности. II. Создание условий для становления базовых интеллектуальных качеств личности. I. Учет психологических особенностей процесса образования понятий. Рассмотрим каждое из этих требований более подробно. Л. С. Выготский, изучая закономерности умственного развития ребенка, пришел к заключению, что именно образование понятий является ключом к пониманию процессов психологического развития и психологического распада. Важно подчеркнуть следующий момент: усвоение понятий (как внешних ребенку единиц научного знания) и образование понятий (как когнитивных структур) — это не тождественные явления. Беспокоиться, следовательно, нужно не просто об усвоении понятий, а о выстраивании в ментальном опыте ребенка понятийных психических структур как психологических носителей понятийного знания. Этому в учебных МПИ-пособиях служат задания, направленные на развитие основных компонентов (аспектов, сторон) понятийного мышления. Были выделены задания нескольких основных типов (хотя, безусловно, все они в той или иной мере, психологически взаимопересекаются между собой). 1.Задание на формирование способности к словесно-образному переводу, т.е. переводу математической информации с "языка" знаково-символического на "язык" рисунков-образов разной степени обобщенности. В данном случае речь идет не столько о развитии образной формы репрезентации математического знания, сколько, в первую очередь, о возможности одновременной работы двух основных субъективных систем кодирования и переработки информации — знаковой и визуальной. При этом учитывалось, что образный "язык" понятийной мысли обладает определенной спецификой. Так, в образах должны воспроизводиться существенные черты соответствующего математического явления, образ должен быть обобщенным, хорошо структурированным и данимичным (готовым к разнообразным трансформациям), нормативные (заданные) образы должны сочетаться с образами индивидуализированными (созданными самими учащимися).
К этой группе заданий относятся задания, активизирующие образное мышление учащихся, формирующие умение оформлять свои мысли в знаковой форме, а также позволяющие осуществлять перевод с одного языка кодирования и переработки информации на другой. Приведем пример одного из таких заданий из книги "Квадратичная функция" (9 класс). Задание. Заполните таблицу, установив взаимосвязь между понятиями:
|~27| Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей. По мнению Дж. Брунера, образование понятий уходит своими корнями в глубинные структуры индивидуального опыта, связанного, в частности, с основными формами презентации реальности в человеческом сознании — через действие, чувственное впечатление и знаковый символ. Поэтому, добиваясь взаимодействия житейского опыта ребенка (в том числе и его так называемых житейских понятий) или тех научных знаний, которые предлагаются ему в учебном процессе, мы одновременно решаем две задачи: с одной стороны, под влиянием научного знания происходит артикулирование и обогащение индивидуального опыта ребенка, с другой — многообразие порождаемых окружающим миром впечатлений начинает оказывать активное влияние на процесс образования понятий, что в целом обуславливает возможность появления собственно "личностного знания".
В 5 классе предлагаются задания, в которых дети сталкиваются с такими случаями из практики где "старых" чисел недостаточно, и это приводит к необходимости искать "новые" числа, новые пути решения старых задач. . Пример 1. "Придумайте и вырежьте из бумаги мерки, с помощью которых можно измерить: а) длину и ширину стола, длину карандаша, подошвы своего ботинка; б) площадь тетради, книги; в) выберите мерку для определения объема ведра. Запишите результаты измерений, полученные с помощью ваших мерок." С какими трудностями вы встретились при решении этой задачи? Пример 2. "Трем портнихам дали по 16 м ткани и попросили сшить по 5 одинаковых платьев. Первая портниха, поразмыслив, сделала себе такую запись: 16м:5=3 (ост. 1) м
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |