КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I--1 i---11--II--1 i--1 i--1
[Зм] [3mJ |3mj[3mJ [3mJ \Ьа] Другая рассудила иначе: 160 дм:5=32дм=3,2м; А третья решила сшить платье с поясом и пометила для себя: 16:5=3,2 Если вы соберетесь шить несколько одинаковых платьев, какой из способов деления ткани вы выберете?" В 7 классе, в книге "Алгебраические дроби" предлагается рассмотреть практическую задачу, решение которой приводит 1 к понятию "алгебраическая дробь". Пример 3. "Два прогулочных теплохода совершают рейсы от одной пристани до другой и обратно. Но... один теплоход плывет по реке, а другой — по озеру. Собственные скорости теплоходов и расстояния между пристанями одинаковы. Одинаковое ли время уйдет на прогулку по озеру и по реке?" Учебные тексты содержат также различные практические и лабораторные работы, привлекающие предметный опыт ребенка. |_3.] Задания на выделение признаков усваиваемого понятия, ориентирующие ребенка на выявление множества воз- Зм Зм Зм Зм Зм
можных признаков, их дифференциацию, соотнесение различных признаков в условиях изучения положительных и отрицательных примеров понятия, его возможных "масок" и т.д. Конечно же, существенные признаки понятия содержатся в его определении. Однако, в силу словесной подачи определения, признаки понятий остаются закрытыми для учащихся, и они не могут сделать выводы из факта наличия этих признаков для решения конкретных задач. Кроме того, часто важным оказывается знание не существенных признаков, а их многообразия. В книге "Квадратные уравнения" учащимся предлагаются задания, направленные на работу с признаками этого понятия. Приведем примеры таких заданий. Пример 1. "Приведите к виду ахг+Ьх+с=0 следующие уравнения: а) 5х2=14х-8; б) -6х-х2=0; в) х2+2-5,3=0; г) 1/2=6х2-3/8х; д) У5хг+г=0; е) 8,73х2=0. Назовите первый, второй коэффициенты и свободный член каждого уравнения. Какие значения могут принимать коэффициенты а, Ь, с в квадратном уравнении? На какие группы вы разбили выданные уравнения в зависимости от значений их коэффициентов?" Пример 2. "Запишите квадратное уравнение, у которого: а) коэффициенты — натуральные числа; б) коэффициенты — целые числа; в) коэффициенты —действительные числа; г) свободный член равен 5, первый коэффициент равен 1, а второй — 7; д)а=Ь=с-12,3; е) коэффициент при х2 равен 1; ж) второй коэффициент равен у 3+4; з) с=0, Ь=0; и) а>0, с=0." Пример 3. "Можно ли любое квадратное уравнение с действительными коэффициентами заменить на равносильное ему квадратное уравнение: а) с положительным первым коэффициентом; б) с первым коэффициентом, равным 1? Как это сделать? Упрощает ли это вычисления по формуле корней? Приведите примеры." Пример 4. "Какая тройка чисел: (13200; 264000; 66100); (1; 0,5; 0,7); (25; 0; 1/4) а) задает неполное квадратное уравнение; б) задает приведенное квадратное уравнение? Запишите эти уравнения и решите их. Можно ли перед нахождением корней эти уравнения упростить? Запишите для каждого из полученных уравнений по два равносильных ему уравнения. Что можно сказать о коэффициентах равносильных квадратных уравнений?" Пример 6. "Какое из уравнений: х2+Зх-4=0; 1+Зх+4х2=0 является приведенным? Запишите уравнения с такими же корнями, но: а) с дробными коэффициентами; б) с другими целыми коэффициентами; в) с иррациональными коэффициентами/' | 4. Задания на включение исходного понятия в систему связей с другими понятиями. Сюда входят задания, устанавливающие связи между понятиями внутри математики: натуральные числа и десятичные дроби; разные виды чисел, уравнений и функций, уравнения, неравенства и функции и т.д. Далее, поскольку развитие понятийного мышления предполагает осознание не только связей между понятиями внутри математики, но и математических понятий с понятиями из других областей знаний, учащимся предлагается сделать экскурс в географию и экономику, биологию и технику. Кроме того, межпонятийные соотношения прослеживаются при анализе этапов развития того или иного понятия в истории математики. Пример 1. Шестиклассникам предлагается проследить связь между различными множествами чисел, проследить как развивались понятия в математике. "Ох, и богато царство иррациональных чисел! Как управлять-то ими? Надо еще разобраться, какое число куда пристроить, каким именем называть. Известно, что множество натуральных чисел обозначается буквой N, множество целых чисел — буквой Z, множество рациональных чисел — буквой Q. Попробую-ка я, — подумал Иван, — хотя бы тринадцати числам раздать имена". Составил таблицу и стал в ней звездочки расставлять.
Помогите Ивану остальные звездочки расставить. У каких чисел оказалось три имени? Только одно имя?" Пример 2. В старых книгах черепахи Тортилы есть записи: "Сумма двух имуществ — есть имущество, двух долгов — долг, имущества и долга — их разность, а если они равны — нуль. Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля — имущество, двух нулей — нуль". * "Если разного названия, то вычитается, если одинакового названия, то прибавляется; если положительное без пары, то становится положительным; если отрицательное без пары, то становится отрицательным". ** Переведите эти тексты на современный математический язык. \5. Задания на развития основных мыслительных операций, лежащих в основе образования понятий (таких, как сравнение, конкретизация и абстраргирова-
________________________________________________________________ *Правила, составленное индийским математиком Брахмагуптой (род. 598 г.). "Это правило по-китайски звучит "чжен-фу", оно взято из дре&нейшего трактата китайских математиков "Математика в девяти книгах". ние). Владение мыслительными операциями (его субъективной мерой, по Ж. Пиаже, является феномен обратимости операций) позволяет вычленять отношения между объектами мысли, что, несомненно, качественно расширяет субъективное пространство осмысления содержания изучаемых понятий. Пример 1. Учащимся 5 класса предлагаются задания, выполняя которые, они самостоятельно приходят к правилам умножения и деления. "1. Какое из выражений 4,2+4,2+4,2 или 4,2-4,2-4,2 а) может быть записано в виде 4,2x3? б) можно проиллюстрировать рисунком:
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число." "Чтобы проверить правильно ли выполнено деление десятичных дробей, нужно так же, как и при делении натуральных чисел, частное умножить на делитель и должно получиться делимое". Проверьте, верны ли равенства: 1) 14:7=140:70; 5)0,483:0,21=48,3:21; 2) 25:5=50:10; 6) 5,534:1,43=553,4:143; 3) 1,4:0,7=14:7; 7)400,05:0,127=40005:127; 4) 0,14:0,7=1,4:7; 8) 0,236:2,36=23,6:236. Какую закономерность вы подметили? Попытайтесь сформулировать правило десятичных дробей. Актуализируя и развивая те компоненты ментального опыта ребенка, которые выступают в качестве основы процесса образования понятий, мы, кроме того, должны "собрать" их воедино с тем, чтобы можно было говорить о действительности сформированное™ понятийных структур "внутри" опыта ребенка. Этому способствовали, на наш взгляд, серии заданий, позволяющих последовательно выстраивать субъективный образ содержания соответствующего понятия. В этом процессе можно выделить следующие основные фазы. 1. Мотивировка — создание условий для осознания учащимися необходимости нового способа описания своего предыдущего опыта (житейского, физического, арифметического, алгебраического), например, за счет создания эффекта "невозможности" разрешения ситуации в силу отсутствия на данный момент адекватных понятийных средств ее анализа; 2. Категоризация — введение знаково-символического и визуального обозначения понятия с последующим постепенным увеличением степени обобщенности знаково-символического и визуального "языков" представления его содержания, а также ориентация ребенка на выделение отличительных частных и общих (несущественных и существенных) признаков соответствующего понятия; 3. Обогащение — накопление и дифференциация опыта оперирования вводимым понятием, расширение возможных ракурсов осмысления его содержания (за счет включения разных вариантов его интерпретации, увеличения числа варьирующих по степени существенности признаков, наращивания межпонятийчых связей, использование аль- тернативных контекстов его анализа и т.д.); 4. Перенос — применение усваиваемого понятия в разных ситуациях, в том числе и в условиях самостоятельного выстраивания отдельных аспектов его содержания; 5. Свертывание — экстренная реорганизация всего множества имеющихся у ребенка сведений относительно данного понятия л превращение их в обобщенную знаниевую структуру. Иными словами, развернутый на предыдущих фазах субъективный образ понятия на этой фазе может обеспечиваться такими приемами, как создание "бессмысленных" ситуаций (например, в условиях вынужденного выполнения долгих, громоздких . вычислений), работа с "пустыми" заданиями типа "Составь рекламу для изучения обыкновенных дробей", организация цейтнота и т.д. Таким образом, образование понятийных структур, выступающих в качестве носителей понятийного знания, в предлагаемых учебных текстах контролируется в двух основных аспектах: с точки зрения учета основных компонентов понятийного мышления и с точки зрения пофазной динамики процесса образований понятий. В качестве примера рассмотрим вкратце содержание основных фаз формирования понятия "рационального числа", последовательность которых учитывалась при конструировании текста учебного пособия "Сказке про Елену Прекрасную, Ивана-Царевича и рациональные числа" (6-й класс). Мотивировка. Ребенок вместе с Иваном-Царевичем попадает в необычное царство Елены Прекрасной, где жители используют только лишь одни числа: 1 5 1092 —; —;--- и т.д. 4 7 1001 Герою, оказавшемуся в новой, непривычной обстановке, нужно разобраться, что это за числа такие, и как они соотносятся с известными ему числами, которые в его, Ивановом царстве, хождение имеют: натуральными числами 1, 2, 3, 4, 7, 9..., десятичными дробями 0,25; 5,7000; 800,333... Категоризация. Вводятся новые термины: сначала — "числитель", "знаменатель", "обыкновеннаядробь", затем — "рациональное число". Одновременно вводится визуаль ный ряд, характеризующий отличительные признаки рационального числа в виде разнообразных предметных моделей (разрезанного на доли пирога, безразмерного мешка с дробями и т.п.) и нормативных образов (луча, числовой прямой, отрезка и т.п.). Обогащение. Чтобы уверенно ориентироваться в мире чисел вида а/Ь, ребенку с героем приходится осваивать целый ряд дополнительных характеристик этого математического объекта, таких как "сократимая дробь", "несократимая дробь", "правильная дробь", "неправильная дробь", "смешанное число" и т.д. Кроме того, ребенок приобретает новые процедурные знания, то есть, следую тексту, он пересматривает известные ему операции над числами применительно к действиям с новыми числами. Далее, обогащению содержания понятия "рационального числа" способствует знакомство ребенка с ситуацией, в которой он может убедиться в том, что между двумя рациональными числами (19 и 20) помещается сколько угодно других чисел, и т.д. Перенос. В тексте создаются условия для самостоятельного переноса усвоенных понятий, касающихся рационального положительного числа, на числа, расположенные левее нуля на числовой оси. В дальнейшем в учебном пособии " Алгебраические дроби" (Т класс) знания о числе вида а/Ь используются в качестве основы для построения теории математических объектов вида А/В, где Аи В — многочлены. Свертывание. В итоге накопленные сведения о рациональном числе должны быть свернуты на уровне единого — целостного, обобщенного и динамического — представления о сути соответствующего математического объекта. Решению этой задачи способствует, в частности, специальный вопросник из 11 вопросов, предлагаемый детям в конце данного учебного пособия. Каждый вопрос, сформулированный в заведомо парадоксальной форме, выступает в качестве' катализатора процесса свертывания знаний ребенка. Например, вопросы типа: "Какими мерками меряют в Ивановом царстве то, что нельзя целой меркой измерить? Какими мерками меряют в Еленином царстве то, что нельзя целой меркой измерить?", "Можно ли узнать, какое царство числами богаче? Иваново? Еленино? Или чисел в царствах поровну?" и т.д.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |