КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия : риторика, грамматика, диалектика, экзамен
Учебная литература: 1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск: ООО"Новое знание", 2004. – 333с. 2. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М.,Омега-Л, 2005. – 336с. 3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М., 2007. 4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2кн. - М., 2002. 5. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 584с. 6. Хон Р.Л. Педагогическая психология. – М., 2005. – 145с. Дополнительная литература: 1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2008. – 432с. 2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002. – 671с. 3. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.
Тема XV (2 часа)
1. Понятие обучения, его сущность и функции. 2. Процесс усвоения знаний. 3. Психологические теории обучения: - концепция проблемного обучения Л.В. Занкова; - теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; - теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; - понятие зоны ближайшего развития и ее использование в развивающем обучении по Л.С. Выготскому; - ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Под обучением принято понимать целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности. Сущность обучения составляет целенаправленная, организованная, систематическая передача старшими и усвоение подрастающим поколением социального опыта, способствующего формированию и развитию личности, овладение культурой производственных отношений, приобретение знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обучение выполняет следующие функции: 1) формирование знаний, умений и навыков (ЗУН); 2) формирование мировоззрения; 3) развитие личности и самостоятельного мышления; 4) развитие творческих способностей; 5) профориентирование; 6) подготовка к непрерывному образованию. Определите сущность обучения и опишите перечисленные выше функции более подробно. Важнейшими составляющими компонентами процесса усвоения знаний являются соответствующая мотивированность ребенка, уже достигнутый уровень психического развития (развитие психических функций) и условия для их дальнейшего совершенствования, ориентированные на возрастные возможности ребенка. При ответе на второй вопрос определите понятие обучаемости. Рассмотрите развитие способностей и формирование научных понятий, развитие активного, самостоятельного и творческого мышления и их влияние на обучение. Одним из первых свою психолого-педагогическую концепцию обучения в нашей стране разработал Л.В. Занков. Следуя известному положению Л.С. Выготского о том, что обучение может и должно вести за собой развитие, Л.В. Занков сформулировал и теоретически развил мысль, согласно которой обучение детей необходимо вести на основе принципа «высокого уровня трудности». Данный принцип позднее позволил ввести А.М. Матюшкину два основных понятия, которыми пользуется теория проблемного обучения: задача и проблемная ситуация. Специальная теория обучения, при которой за сравнительно короткие сроки на основе внешних предметных действий формируется умение действовать во внутреннем плане, была разработана П.Я. Гальпериным. Оригинальную концепцию построения обучения предложил В.В. Давыдов. Для того, чтобы сформировать у учащихся полноценное теоретическое, индуктивно-дедуктивное мышление, необходимо обеспечить учащемуся возможность мысленного продвижения в двух взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному с приоритетом (в этом и заключается центральная мысль данной концепции обучения) первого над вторым. Опишите суть перечисленных в вопросе концепций обучения, дайте им характеристику. Знаете ли Вы другие концепции обучения, кроме указанных выше? Основные понятия: задача, проблемная ситуация, интериоризация, ориентировочная и исполнительная части действия, обучаемость, умственное развитие, задатки. Учебная литература: 1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск: ООО"Новое знание", 2004. – 333с. 2. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М.,Омега-Л, 2005. – 336с. 3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М., 2007. 4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2кн. - М., 2002. 5. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 584с. 6. Хон Р.Л. Педагогическая психология. В 2-х т. – М., 2005. – 145с. 7. Гальперин, П. Я. Лекции по психологияи: учеб.пособие - М., 2002. - 399с. Дополнительная литература: 1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2008. – 432с. 2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002. – 671с. 3.Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с. 4. Выготский, Л. С. Психология/ Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 5. Хегенхан, Б. Теория научения: монография. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 471с. Тема XVI (2 часа)
1. Цели и задачи воспитания. 2. Психологические основы воспитания. 3. Связь воспитания с языком и культурой. 4. Формы общественного сознания и их влияние на процесс воспитания. 5. Воспитание личности в различных видах деятельности. Термин «воспитание» используется в широком и узком смысле слова. В первом случае под воспитанием подразумевается воздействие окружающей среды, которое так или иначе оказывает влияние на человека. Во втором случае, более узком, воспитание – это целенаправленное создание условий для развития человека. Главная цель воспитания в современных условиях – создание материальных, духовных и организационных условий для развития у ребенка ответственности за личностные и социальные ценности, саморазвитие и успешную продуктивную деятельность. Попробуйте определить, что, с вашей точки зрения, является целью воспитания, и какие для этого можно использовать средства и методы. Особая роль в воспитании личности принадлежит общению, поэтому воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Что означает понятие «индивидуального подхода» в воспитании? Осветите вопрос развития коммуникативных способностей у детей – умений и навыков общения и взаимодействия с людьми. Воспитание направлено на восприятие и понимание ребенком норм культуры и духовных ценностей. Сами же язык и культура в значительной мере обеспечивают педагогический процесс, позволяют ребенку овладеть накопленным человечеством опытом, нормами и традициями, совместной деятельностью людей по удовлетворению их потребностей. Опишите влияние культуры, языка и традиций на воспитание детей в обществе. Формы общественного сознания являются питательной средой для определения тех или иных форм воспитания. Рассмотрите, как влияют мораль, нравственность, право, наука, политика, искусство, религия на воспитание подрастающего поколения. Стратегия и тактика воспитания напрямую зависят от тех идеалов и ценностей, которые признаются обществом, а также от тех мировоззренческих позиций, на которых стоит сам воспитатель. Каждый взрослый, родитель, педагог осознанно или нет исповедуют ту или иную «религию», взгляд на природу человека, возможности его развития и механизмы социализации ребенка, используя не только общественные, но и личные моральные и оценочные эталоны. Рассмотрите, как влияют на процесс развития и формирования личности ребенка общение со «значимыми» взрослыми, игра, учеба, общение со сверстниками, профессиональная и общественная деятельность.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |