Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия: поток сознания, рефлексия, сверхсознание (супер-эго), ид, архетипы, личное и коллективное бессознательное, установка




Учебная литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.:, 2007. - 526с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

3. Гальперин, П. Я. Лекции по психологияи. - М.: Кн.дом"Ун-т": Высш.шк., 2002. - 399с.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1992. - 491с.

5. Гуревич, П. С. Психология. - М.: Знание, 1999. - 301с.

6. Крысько В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М., 2005.

7. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. - М., 2007.

9. Общая психология. В 3 т. / Под ред. Петухова В.В. - М., 2001.

10. Панферов В. Н. Психология человека. - СПб., 2002. - 252с.

11. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002. - 351с.

12. Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

13. Психология: учебник./Под ред. Крылова А.А. – М., 2001. – 584с.

14. Радугин А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998. - 705 с.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-П., 1997. –– 608 с.

 

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: монография. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 282с.

2. Березовин Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск: ООО"Новое знание", 2004.

3. Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. - 334с.

5. Кордуэлл М. Психология от А до Я: словарь-справочник. - М.: Гранада, 2002. - 442с.

6. Лейбин В. М. Психоанализ: учебник. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 576с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 346с.

8. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004. - 319с.

9. Психологическая энциклопедия / Под ред. Корсиниа Р., Ауэрбаха А. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 1094с.

10. Фрейд З. Психология бессознательного: монография. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 390с.

11. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. - М.: АСТ, 2000. - 446с.

12. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. Сборник. – СПб., 1997. – 544с.

13. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. – М., 1998.- -480с.

 

Тема X (2 часа)
Закономерности психического развития детей

1. Понятие развития.

2. Периодизация развития.

3. Развитие восприятия у детей.

4. Развитие мышления и речи у детей.

5. Роль игры в формировании познавательных функций и развитии личности ребенка.

 

Процесс развития ребенка имеет свой темп и ритм, который меняется в разные годы жизни: год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослого. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития: так в раннем детстве в центре развития находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Процесс психического развития состоит в формировании и перестройке сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений. Согласно теории Л.С. Выготского, высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Высшие психические функции формируются в процессе овладения специальными средствами, выбранными в ходе исторического развития общества: в процессе обучения и усвоения заданных образцов. Рассмотрите законы психического развития ребенка согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, понятие «ведущей деятельности» Л.Н. Леонтьева, концепцию познавательного (когнитивного) и личностного развития ребенка по Д.Б. Эльконину, и что означают введенные им понятия: социальная ситуация развития, новообразования развития (периода), возрастной кризис?

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость; 5)старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, по степени психического развития человека, по преобладающим формам поведения и деятельности. Проблемами индивидуального развития организма или личности занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Приведите примеры периодизации (классификации) стадий психического развития человека в онтогенезе. Проанализируйте их сходства и различия.

Настроенность на внешний мир у человека развивается и создается с момента рождения, т.е. с самого раннего детства благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции. В самом начале и в ходе своего развития ребенок постепенно открывает для себя структуру своего окружения в ходе длительных и разнообразных экспериментов с ним в игре, учении и труде. Ребенок в этих видах деятельности активно исследует свое окружение, интересуется им, наблюдает, проводит опыты, постоянно выдвигая, проверяя, подтверждая или опровергая касающиеся его перцептивные гипотезы. С возрастом этот процесс постоянного перцептивного исследования окружающей действительности превращается у человека в привычку, а вначале для ее формирования существует специальный врожденный рефлекс, который называется ориентировочным. Он возникает и подкрепляется всякий раз, когда в поле восприятия появляется новый стимул или происходят какие либо существенные изменения. Рассмотрите, как идет процесс развития восприятия у детей, формирование их речи и мышления. Определите роль игры, ее влияние на развитие и формирование высших психических процессов у ребенка, ее виды и особенности у детей разного возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.