Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия: аккомодация, анализаторы, апперцепция, афферентно-эфферентный путь, образ, объективация, раздражители, законы гештальта




 

Учебная литература:

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды Т.1. - М., 1980. - 212с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

3. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001

4. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998. - 705 с.

6. Общая психология.Тексты в 3 т. / Под ред. Петухова В.В. - М., 2001.

7. Гальперин, П. Я. Лекции по психологияи. - М.: Кн.дом"Ун-т": Высш.шк., 2002. - 399с.

8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. - 334с.

9. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 319с.

10. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Т.1. – М., 2007.

11. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник. – М., 2002. – 351с.

12. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимова В.В., МихалевскойМ.Б. - М.: ЧеРо, 2002. - 629с.

13. Психология: учебник для экономических вузов./ Под ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2002. – 617с.

14. Психология: учебник./Под ред. Крылова А.А. – М., 2001. – 584с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003. – 528с.

2. Общая психология: курс лекций / Сост. РоговЕ.И. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 447с.

3. Радугин, А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998. – 705с.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 671с.

6. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

Тема V (2 часа)
Высшие психические процессы. Память, мышление, интеллект.

 

1. Память в системе психических процессов:

- определение, виды памяти, мнемонические процессы, структура памяти;

- индивидуальные особенности памяти;

- нарушения памяти.

2. Мышление:

- понятие и виды мышления, его функции и свойства;

- формы мышления и мыслительные операции;

3. Интеллект человека;

- определение и виды интеллекта;

- основные качества человеческого интеллекта;

- интеллект человека и интеллект ЭВМ.

4. Развитие мышления у детей.

5. Как знание закономерностей работы памяти может повлиять на развитие интеллекта с практической точки зрения.

 

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала, а также забывание и узнавание. Указанные процессы выделяются не только на основании того, что это разные процессы по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по той причине, что у разных людей каждый из этих процессов может быть неодинаково развит. В связи с этим существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени хранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору, третье – по произвольности запоминания. В первом случае выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, эмоциональной, словесно-логической и других видах памяти. Рассмотрите и дайте определение каждому виду и мнемоническим процессам, проследите взаимосвязанную работу кратковременной, оперативной и долговременной памяти с точки зрения индивидуальных особенностей. Расскажите о клинических исследованиях, связанных с нарушениями памяти.

Мышление принято считать высшим познавательным процессом. Его отличие от остальных психических процессов состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Оно представляет собой особого рода умственную и практическую деятельность, содержащую в себе мыслительные операции, формы и механизмы мышления. К мыслительным операциям относятся: сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, конкретизация; к формам – понятия, суждения, умозаключения, представления, образы. Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса, а также при помощи индукции и дедукции. Мышление представлено следующими видами: понятийное (логическое), образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Охарактеризуйте перечисленные понятия. и рассмотрите концепции формирования мышления у детей.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт человечества. Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики. Осветите современные подходы к изучению интеллекта, основные качества человеческого интеллекта, его роль и значение. Попробуйте дать сравнительный анализ человеческого интеллекта и интеллекта ЭВМ: имеют ли они сходство между собой, и в чем их отличия.

При ответе на четвертый вопрос рассмотрите концепции формирования мышления у детей.

 

Основные понятия: мнемонические процессы, следы памяти, эйдетическая память.

 

1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

2. Гальперин, П. Я. Лекции по психологияи. - М., 2002. - 399с.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. - М., 2002. - 334с.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: учебник. В 2-х т. – М., 1992.

5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.

6. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 319с.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Т.1. – М., 2007.

8. Общая психология.Тексты в 3 т. / Под ред. Петухова В.В. - М., 2001.

9. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник. – М., 2002.

10. Психология: учебник. / Под ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2002. – 617с.

11. Психология: учебник./Под ред. Крылова А.А. – М., 2001. – 584с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998. - 705 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Блонский П.П. Память и мышление. –– М., Л., 1935.

2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. –– М., 1961. –– 562 с.

3. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. –– М., 1978.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. –– М., 1972. –– 575 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003. – 528с.

6. Максименко С.Д. Общая психология: Учебное пособие. – М., 2001. – 523с.

7. Общая психология: курс лекций / Сост. РоговЕ.И. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 447с.

8. Радугин, А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998. – 705с.

10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. –– М., 1996. –– 598 с.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 671с.

12. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. – М., 2002. – 288с.

13. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

 

 

Тема VI (2 часа)
Воображение и творчество.

 

1. Понятие и виды воображения.

2. Творчество:

- задатки, способности, талант, гениальность;

- продукты творчества: открытия, изобретения, художественные образы и т. д.

3. Воображение:

- образное мышление;

- творческое воображение;

- творческая личность;

4. Особенности творческого воображения и его развитие у детей.

5. Прикладное значение процессов воображения и творчества.

 

Часто воображение определяют как образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуя действительность. Воображение – специфически человеческое проявление психической активности. Оно позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятные предположения в проблемных ситуациях. Воображение – способность человека реконструировать действительность, создавать образы от себя. Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности. Дайте определение воображения, расскажите о его формах. В каких случаях нам никак не обойтись без такого психического процесса как воображение. Опишите следующие виды воображения: воссоздающее, творческое, произвольное/непроизвольное, ретро-актуально-перспективное, пространственное, эмоциональное, активное и пассивное. Что такое агглютинация, гиперболизация, схемотизация? Познавательно-интеллектуальная и защитная функции воображения.

Образ, чувство и мысль принято считать тремя психическими элементами, тремя свойствами отражения, тремя ступенями познания и условиями формирования творческого процесса. Они работают вместе, хотя и могут меняться ролями: от доминирования до беспрекословного подчинения сильной составляющей механизма творчества. В процессе воплощения (т.е. творчества) мы имеем дело не с конечной величиной качеств предмета, как при созерцании или познании, а с бесконечностью свойств желательного предмета. Это значит, что между воображаемым предметом и «сырьем» существуют не расхождения, а наоборот – бесконечная возможность создания предметов. Творя, мы заключаем свои образы, мысли, чувства в некие знаковые системы: тексты, соединения красок, звуков, материальные конструкции и др. Принято считать, что механизм для открытий и изобретений заложен в каждом из нас. Этот механизм предназначен для решения задач, окружающих человека со всех сторон. Толчек к включению в работу механизма творчества дает дискомфорт – внутреннее или внешнее неудобство, затруднение, потребность. А какую роль, по вашему мнению, играет творчество? Рассмотрите, как формируются наши способности к творчеству. Что такое задатки, и чем они отличаются от способностей, таланта и гениальности? Определите сходства и различия этих категорий: задатков, способностей, таланта, гениальности.

Наше воображение, как мышление и чувства, переносит нас в мир образов, переходя от одних в другие, и их рождение имеет одну единственную цель: создать предмет (образ). Оно претендует не больше и не меньше, как на равенство между образом и действительностью, что приводит нас к убеждению, что наши возможности безграничны. Воображение объединяет мысль и чувство в единое целое, синтезирует, переводит содержание чувств в форму, которая отвечает форме будущего предмета. Таким образом, в процессе творчества мы имеем дело с бесконечностью свойств желаемого предмета. Как связаны воображение и творчество по вашему мнению? Определите понятия: образное мышление, творческое воображение, что характеризует творческую личность.

Расскажите об особенностях формирования и проявления творческого воображения у детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.