Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия: ассоциация, сознание, перцепция, интроспекция, стимул – реакция (влияние стимула на поведение), рефлекс, бессознательное, рефлексия




Учебная литература:

1. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990. –– 366 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996. –– 445 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-П., 1997. –– 608 с.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т1. – М., 2007.

5. Психология: учебник для экономических вузов./ Под ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2002, 671с.

6. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2001. – 539с.

7. Морозов А.В. История психологии. – М., 2003. – 287с.

8. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.:, 2007. - 526с.

9. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы /Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 286с.

Дополнительная литература:

1. Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию. – СПб., 2003. – 672с.

2. Бандура, А. Теория социального научения. - СПб., 2000. - 319с.

3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М., 1997. – 464с.

4. Дессуар М. Очерк истории психологии. - М., 2002. - 255с.

5. Лейбин В.М. Психоанализ. – СПб., 2002. – 576с.

6. Лихи Т. История современной психологии. - СПб., 2003. - 446с.

7. Маклаков А.Г. Одщая психология. – СПб., 2003. – 528с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2002. – 671с.

 

 

Тема IV (2 часа)
Изучение ощущений и восприятия

1. Ощущения: определение, виды, свойства и явления, с ними связанные (адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений).

2. Измерение и изменение ощущений:

- понятие сенсорных порогов, психометрическая кривая;

- изменчивость чувствительности анализаторов и ее причины.

3. Восприятие: определение, виды, свойства и их роль в психике индивида.

4. Законы восприятия и устойчивость образов.

5. Сходство и различия ощущений и восприятия.

6. Особенности детского восприятия.

 

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. В то же время они являются базой для формирования всех психических процессов: именно с ощущений мы начинаем отражать и познавать окружающий нас мир, причем как внешний, так и внутренний. Дайте определение ощущений, укажите их значение для жизни и деятельности человека. Перечислите виды ощущений, их свойства. Опишите явления, с ними связанные.

Многообразие ощущений – отражение множества существенных, значимых для человека свойств среды его обитания и его взаимодействия с этой средой. Рассмотрите понятие об анализаторах как органах ощущений, их общее строение и функции. Расскажите о специфическом и неспецифическом путях проведения возбуждения в анализаторах. Укажите роль обратной связи и ретикулярной формации в регуляции работы анализаторов. Дайте определение сенсорных порогов, их абсолютных и относительных порогов, укажите их на психометрической кривой. Приведите примеры пороговых величин воздействий, вызывающих элементарные ощущения разных модальностей: зрения, слуха и т.д.

Процесс восприятия – перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов. Образы нашего восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением окружающих предметов и явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам или основаниям. Сформулируйте понятие восприятия, его виды, дайте определения его свойствам: предметности, целостности, константности, категориальности, избирательности, апперцепции. Отметьте роль восприятия в психике индивида.

Восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия формы, объема, удаленности, места расположения предметов и их достижения. Наше восприятие подчинено определенным правилам, законам, которые получили название законов перцептивных образов или законов гештальта. Поясните, как воспринимаются формы окружающих нас предметов, их объем, удаленность, положение тела в пространстве, роль осязания в формировании нами образов и пространственных представлений, восприятие времени и речи. Приведите примеры законов гештальта.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия «стимула» на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Для работы восприятия необходимо взаимодействие, скоординированная работа сразу нескольких анализаторов. Укажите, что является результатом ощущения и что – восприятия. Что такое объективация? Чем отличаются ощущения от восприятия?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.