Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и мотивация




Основные понятия: агглютинация, гиперболизация, вдохновение, склеивание, проблемная ситуация, продукты творчества.

 

Учебная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1992. - 491с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С.-П.: Питер, 1999. - 356 с.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учеб.пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 508с

4. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учебное пособие - М., 2003. - 431с.

5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб.пособие. - М.: Смысл, 2001

6. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 582с.

7. Максименко С. Д. Общая психология. - М., 2001. - 523с.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. - М., 2007.

9. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002. - 351с.

10. Психология: учебник / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2001. - 584с.

11. Психология личности в трудах зарубежных психологов [Хрестоматия] / Сост. А.А. Реан. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 316с.

12. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

13. Психология личности.Т.2:Хрестоматия - Самара, 2002. - 543с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –– С.-П.: Питер, 1998. –– 705 с.

 

Дополнительная литература:

1.Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

2. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Минск, 2004.

3. Психология личности.Т.1-2:Хрестоматия. - Самара, 2002. - 543с.

4. Психология личности в трудах зарубежных психологов [Хрестоматия] / Сост. А.А. Реан. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 316с.

5.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М., 2002. - 334с.

Общая психология. В 3 т. / Под ред. Петухова В.В. – СПб., 2003. – 650с.

6.Основы психологии: учеб. пособие /Под ред. СтоляренкоЛ.Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 671с.

7.Радугин А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

8. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

 

Тема VII (2 часа)

 

1. Понятие потребностей, виды и особенности.

2. Понятие о мотивации и структура мотивационной сферы человека.

3. Понятие о деятельности, виды и способы деятельности.

4. Значение потребностей и мотивов в жизни человека.

Под потребностью часто понимают состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которым им недостает для нормального существования и развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, некоего беспокойства, с объективным дефицитом того, что требуется (отсюда и название «потребность») организму для его устранения.

Потребности есть у всех живых существ, но их количество и качество завися от уровня их организации, образа и условий жизни. Меньше всего потребностей у растений, больше всего – у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные. Потребности имеют следующие характеристики: сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения. Когда речь идет о потребностях человека, весьма важной и существенной характеристикой является предметное содержание потребности, т. е. Совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность для данного конкретного человека может быть полностью удовлетворена. Дайте определение потребностей, опишите их свойства и особенности у человека.

Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие – это мотив. Принято считать, что в отличие от потребностей мотивы есть только у человека. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы. Мотив выступает в сознании человека как некий объект, или цель, на которую направлено в конечном счете поведение. Это не обязательно должен быть сам предмет, способный удовлетворить актуальную потребность здесь и теперь: это может быть какой-то промежуточный результат, ведущий к нему.

Следующим понятием после мотива является цель. Целью называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Итак, основными составляющими мотивационной сферы человека являются: потребности, мотивы и цели. Каждая из потребностей может быть удовлетворена с помощью различных мотивов (предметов), а каждый из мотивов может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных, последовательно достигаемых целей. Дайте определение каждой компоненте мотивационной сферы и оцените ее по следующим параметрам: развитость, гибкость и иерархизированность (одни потребности (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, чем они, другие слабее и актуализируются реже). Кроме потребностей, мотивов и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассмотрите также интересы, задачи, желания, настроения, стремления.

Деятельность человека выступает как сознательная активность, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной цели. Деятельность человека характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными способами, при помощи которых она осуществляется. Во всех видах деятельности люди пользуются врожденными (безусловно-рефлекторными) и приобретенными (условно-рефлекторными) движениями. Врожденные движения в процессе жизни и результате опыта, обучения и воспитания перестраиваются под воздействием внешних условий, культуры трудовых отношений и поведения. Систему движений, направленных на присвоение предмета или его удержание, называют действиями. Различают предметные и умственные действия. Предметные, или внешние действия, направлены на овладение предметами, контакты с людьми, животными, растениями и т.п. Умственные действия проявляются в восприятии, мышлении, мнемонических процессах и др. Умственные действия возникают на основе внешних, предметных действий. Совокупность целенаправленных осознаваемых действий –представляет собой деятельность. Успешное выполнение любой деятельности требует от человека овладения необходимыми для ее осуществления способами, т.е. выработке у человека умений и привычек, чтобы пользоваться ими для достижения поставленной цели. Определите и опишите способы деятельности, т.е. процесс формирования умений, навыков, понятия экстериоризации и интериоризации действий. Опишите следующие виды деятельности: общение, труд, учебу, игру.

Основные понятия: актуальная потребность, мотив, цель, интерес, намерение, иерархия мотивов, ЗУН (знания, умения, навыки), экстериоризация и интериоризация действий.

Учебная литература:

1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1992. - 491с.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 508с.

4. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001

5. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 351с.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. - М., 2007.

7. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002. - 351с.

8. Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

9. Психология. Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 608с

10. Психология: учебник для экономических вузов / Под ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2002.

11. Радугин А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1998. –
705 с.

 

Дополнительная литература:

1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М., 2002. - 399с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М., 2002. - 334с.

3. Майерс Д. Психология. – Минск, 2001. – 847с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 582с.

5. Максименко С. Д. Общая психология. - М., 2001. - 523с.

6. Общая психология. В 3 т. / Под ред. Петухова В.В. – СПб., 2003. – 650с.

7. Общая психология: курс лекций / Сост. Рогов Е.И.. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 447с.

8. Основы психологии: учеб. пособие /Под ред. СтоляренкоЛ.Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 671с.

9. Психология: учебник / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2001. - 584с.

10. Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

11. Психология мотивации и эмоций: учеб. пособие / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: Омега-Л, 2006. - 751с.

12. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: монография. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 859с.

13. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

Тема VIII (2 часа)
Индивидуально – личностные особенности.

1. Понятия личности, индивида и индивидуальности.

2. Темперамент: понятие, физиологическая основа, виды и свойства темперамента.

3. Характер и особенности его формирования.

4. Акцентуация характера, ее типы.

5. Направленность личности, понятие системы ценностей.

6. Как знания об особенностях темперамента и характера помогают в профессиональной деятельности и жизни.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются человеку в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, то используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Все эти понятия имеют свою специфику, но они тесно взаимосвязаны. Человек – наиболее общее, интегрированное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек объединяет в себе понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Дайте определение этим понятиям, укажите сходства между ними и различия. Может ли индивид дыть личностью, индивидуальностью? Может ли индивид не быть носителем такого понятия как личность?

Совокупность свойств нервной деятельности, обуславливающих, ряд, психических особенностей индивида, интегрируется в понятие темперамента. Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям. Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности (ВНД). И.П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех основных типов темперамента. Дайте понятие темперамента, объясните его связь с ВНД, свойства и опишите типы темперамента.

Слово «характер» в переводе с греческого языка означает «печать, оттиск», а в смысловом значении – отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Поведение человека не предопределяется только врожденными инстинктами. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей действительности. Индивида называют «человек с характером», если у него проявляются такие качества как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств. Если темперамент определяет динамические особенности поведения (уровень психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), то характер обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно трудно поддаются изменению, в то время как формирование характера происходит в процессе индивидуальной и коллективной деятельности на протяжении всей жизни. Дайте определение характера, рассмотрите, как происходит его формирование и что на это влияет? Что такое черты характера? Что такое акцентуация характера, невроз, пхихопатия? Приведите пример одной из типологий характера.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное. Типичное – то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум, эмоционально-волевые проявления, то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное – это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера, то есть то, чем отличается один человек от другого. Основным индивидуальным отличием является направленность личности: моральные качества, установки, ее отношения с другими. Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, предпринимать усилия и идти «своим курсом». Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей. Таким образом, поведение личности определяется ее направленностью. Следовательно, направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное смыслообразующее качество личности. Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, ее стратегические и тактические цели, которые регулируют деятельность личности. Охарактеризуйте понятие направленности личности, понятие ценностной ориентации. Опишите, что означают понятия: отношение к себе, к миру, другим людям, к делу. Дайте понятие установки, ее влияние на формирование идеалов, уровень притязаний.

Основные понятия: акцентуация характера, установка, идеал, уровень притязаний, ценности, иерархия потребностей, цельность личности.

Учебная литература:

1. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М., 2001. - 747с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 526с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М., 2002. - 399с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1992. - 491с.

6. Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология./ Под ред. М.Р.Гинзбурга. - М.: Ин-т практ.психологии, 1998.

7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 346с.

9. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004. - 319с.

10. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. - М., 2007.

11. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002. - 351с.

12. Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

13. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Под ред. Куликова Л.В. - СПб.: ПИТЕР, 2001

14. Психология личночти в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. / Сост. А.А. Реан. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 316с

15. Психология. Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 608с.

16. Психология: учебник для экономических вузов / Под ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2002.

17. Радугин А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1998. –
705 с.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - 606с.

Дополнительная литература:

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: монография. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 282с.

2. Введение в психологию. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. и др. - СПб., 2003. - 672с.

3. Душков, Б. А. Психология типов личности народов и эпох. - Екатеринбург: Дел.кн., 2001. - 735с.

4. Капрара, Дж. Психология личности: монография. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 638с.

5. Кашапов, Р. Р. Типология личности, или какие мы разные: монография. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. - 316с.

6. Клонингер, С. Теория личности:познание человека. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 718с.

7. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: словарь-справочник. - М.: Гранада, 2002. - 442с.

8. Купер, К. Индивидуальные различия: монография. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 526с.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 2002.

10. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.

11. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 582с.

12. Максименко С. Д. Общая психология. - М., 2001. - 523с.

13. Общая психология. В 3 т. / Под ред. Петухова В.В. – СПб., 2003. – 650с.

14. Общая психология: курс лекций / Сост. Рогов Е.И.. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 447с.

15. Основы психологии: учеб.пособие / Под ред. Столяренко Л. Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 671с.

16. Психологическая энциклопедия: справочное издание / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 1094с.

17. Психология: учебник / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2001. - 584с.

18. Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

19. Психология индивидуальных различий: учеб.пособие / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - 775с.

20. Психология личности.Т.2. Хрестоматия: учеб.пособие. – Самара, 2002. - 543с.

21. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

22. Юнг, К. Г. Психологические типы: монография. - СПб.: Азбука, 2001. - 733с.

 

Тема IX (2 часа)
Сознание как высшая форма проявления психики

 

1. Свойства и функции сознания.

2. Образ «Я» или самосознание.

3. Воля как характеристика сознания.

4. Внимание – текущая организация сознания.

5. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного.

6. Формы и виды бессознательного, понятие психических защит.

 

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Все явления действительности отражаются нашим сознанием пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, который становится основой поведения индивида: все поведенческие акты человека имеют личную обусловленность. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представления), рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могу, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Что в психологии понимают под сознанием? Рассмотрите такие его функции как отражательную, порождающую (творчески-креативную), регулятивно-оценоцную, рефлексивную.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой собственный мир. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Осознавание себя предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Выделяют следующие критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной), 2) осознание своей активности – «Я управляю собой», 3) осознание себя через другого (то, что я вижу в других, может быть и моим качеством), 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. Самосознание включает в себя самопознание, самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе), осознание своих реальных и желаемых качеств (Я-реальное и Я-идеальное). Опишите, как формируется ваше самосознание и самооценка. Каковы условия для их развития?

Одной из основных характеристик сознания является воля. Она представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и возможностей ее достижения; 2) появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности; 3) борьба мотивов и выбор; 4) принятие одной из возможностей в качестве решения; 5) реализация принятого решения и преодоление препятствий; 6) оценка результата. Какие еще характеристики воли вы знаете? О каких волевых качествах вы можете рассказать? Для чего нужна воля? Ее роль и функции.

Централизация в сознании человека того, что имеет наибольшую значимость в данный момент, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на актуально-значимой деятельности и объектах, называется вниманием. Внимание – универсальная основа ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно связано с выделением наиболее значимых в данный момент компонентов, сосредоточение на них аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Направленность внимания позволяет отбирать объекты, существенные для деятельности человека. Сосредоточенность внимания – отвлечение от побочных раздражителей и центрация объекта деятельности в поле сознания. Итак, внимание – это организованность сознания индивида. Опишите виды и свойства внимания. Что означает дезорганизованность сознания?

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: сознательном, подсознательном (или предсознательном) и бессознательном. В зоне сознания отражается лишь малая часть сигналов, приходящих из внешнего мира и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону ясного осознавания, используются человеком для управления своим поведением. Остальные сигналы используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается подсознанию, а сознание освобождается для решения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Но большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается и становится достоянием бессознательного. Если материал подсознания может стать осознаваемым в любой момент, то материал бессознательного не может стать осознаваемым ни при каких обстоятельствах. Опишите, чем еще характеризуется каждый из трех уровней и какие функции они выполняют.

З. Фред считал, что бессознательное – это не только те процессы, на которые не направлен наше внимание, сколько переживания, подавляемые нашим сознанием, такие, против которых сознание выдвигает мощные барьеры. Человек может войти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать конфликтное состояние и причины, его породившие, но осознавание не возможно без тяжелых переживаний, в силу чего наше сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания в область бессознательного. Заслуга З. Фрейда заключается в том, что он сформулировал указанную зависимость, определил механизмы ее работы и включил ее в основу терапевтической практики психоанализа. Назовите виды бессознательного и через какие формы, по Фрейду, оно проявляется. Дайте определение психической защите, перечислите виды психических защит и как они проявляются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.