Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения. Методы обучения, их классификация и характеристика




Методы обучения, их классификация и характеристика.

Успех обучения зависит не только от правильного определения целей и содержания обучения. Важно еще в плане дидактики решить кардинальный вопрос, - каким способом этих целей достичь. От правильно выбранного метода обучения зависит эффективность обучения вообще.

Когда мы говорим о методе вообще, то имеем ввиду путь к достижению какой-либо цели. При определении метода обучения важно учитывать два фактора: сущность этого процесса и многоаспективность его цели. Поэтому в учебниках педагогики различных авторов можно встретить разные определения. Например:

И.Я. Лернер. "Метод" - система последовательных действий учителя, организующих познавательную деятельность ученика, устойчиво ведущих к усвоению им содержания образования, то есть достижения цели.

Т.А. Ильина. "Метод" – способ руководства учителем познавательной деятельностью учащихся.

И.Ф. Харламов. "Метод"- способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Если сравнить эти формулировки, то очевидно, что они отражают наличие деятельности учителя и учащихся, а также результат процесса обучения, который выражает одну из его функций (развивающую, обучающую, воспитывающую). В этом случае метод обучения можно определить как систему исследовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, которые устойчиво ведут к усвоению образования. Вот это определение, пожалуй, больше всего отражает суть метода обучения, так как оно соответствует основным структурным компонентам самого учебного процесса (преподавание, учение, содержание обучения).

Двусторонний характер процесса обучения, отражающий совместную деятельность учителя и ученика, предопределяет также двусторонний характер и метода обучения. Поэтому методы подразделяются на методы преподавания, выполняющие функции информативную, управляющую, развития познавательных способностей учащихся и другие, учитель излагает знания, объясняет, показывает, инструктирует, развивает учащихся. И методы, которые использует ученик, осуществляя деятельность учения, то есть это методы, с помощью которых школьник усваивает знания (слушает, наблюдает, выполняет практические и лабораторные работы и т.д.).

Отсюда вытекает, что метолы обучения включают в себя деятельность учителя и учащихся, Т.е. деятельность преподавания и учения. Хотя функции учителя и учащихся в процессе обучения обозначены отдельно, но протекают эти деятельности во взаимосвязи, тесном единстве, так как преподавание не может осуществляться без учения, а учение не обходиться без преподавания.

Методы, подчеркивающие деятельность преподавателя и ученика, в процессе обучения выполняет ряд функций.

Функцию информации, включающую в себя изложение и объяснение материала учителем.

Функцию 06vчения учащихся практическим умениям и навыкам.

Функцию развития познавательной деятельности самих учащихся.

Функцию руководства учителем познавательной деятельностью учащихся.

Вооружение учащихся способом познавательной деятельности - важнейшее направление повышения развивающей функции учебного метода.

Как многомерное образование. метод обучения имеет много сторон. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. Мы с вами рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

1.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а сегодня еще источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Исходя из этого, в данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод.

2.Классификация методов по назначению - в качестве общего признака классификации выступают исследовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, выделяются следующие этапы:

· Приобретение знаний;

· Формирование умений и навыков;

· Применение знаний;

· Творческая деятельность; закрепление;

· Проверка знаний, умений и навыков;

Данные методы обучения раскрыты в трудах М.А. Данилова, Б.П. Есемова.

3.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я Лернер, М.Н. Скаткин).

Тип познавательной деятельности - уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигает учащийся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Здесь выделяются следующие методы:

о Объяснительно - иллюстративный (информационно - рецептивный); о Репродуктивный;

· Проблемное изложение;

· Частично поисковый (эвристический):

· Исследовательский;

4. По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения:

а) Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

б) Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.т. Огородников).

5._Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например: бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании 1) методов преподавания 2) методов учения.

Метод преподавания Метод учения
а) информационно - сообщающий а) исполнительный
б) объяснительный б) репродуктивный
в) инструктивно практический в) продуктивно-практический
г) объяснительно - наблюдающий г) поисковый
д) побуждающий  

 

Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложенная В.Ф, Паламарчук, В.И. Паламарчук.

6. Наименьшее распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

1)Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2)Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3)Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Распространенной является классификация.методов обучения по источнику получения знаний.

а) Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) Наглядные методы (источником знания являются наблюдаемые предметы и наглядные пособия);

в) Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практически е действия).

1) Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дисскусия, лекция, работа с книгой.

2) Наглядные методы: это такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы обучения подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и Т.д.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т. д.

3) Практические методы - основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и

навыки.

Практические методы подразделяются на следующие: упражнения, лабораторные работы и практические работы.

Наряду с этими традиционными методами обучения можно привести ряд неординарных методов - это метод мозгового штурма (6рейнсторминг), метод Пин60рд, метод деловых и ролевых игр и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.