Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый и операционный леверидж




Средства обучения, их классификация и характеристика.

Средство обучения - материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимся для усвоения знаний.

. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, мебель, расписание занятий и другие материально­-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, который используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

В общем случае идеальное средство - это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

Идеальные средства обучения - это «мысли о мыслях», чтобы учитель или учащийся мог их изложить, необходимо представить их в соответствующей форме. Одна из таких форм - вер6ализация - речевое изложение средств рассуждения, анализа доказательства и т.п. Другая форма - материализация ­представляет эти средства в виде абстрактных символов: графиков, таблиц, условных обозначений, кодовых, чертежей. К ним же относятся опорные конспекты, изобретенные известным ученым и учителем В.Ф. Шаталовым. Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связанны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. 2..Ф-фективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в соответствии с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицированных (единообразных, многоцелевых) стендов для демонстрационного эксперимента и лабораторных практикумов.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения.

· Так, ТСО существенно по-новому организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить контроль и самоконтроль.

· Обучение на базе персональных компьютеров - это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются новые методы и средства преподавания и учения. Используются различного рода знаковые и графические модели. В том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, Оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, и к средствам учения относится оборудование лабораторного практикума.

Средствами преподавания пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для усвоения новых знаний. В тоже время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства общения - это одна из форм активности личности, сущность которых состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, - побуждениями. В общении проявляется культура человека, уровень его развития, воспитания и образования. Коммуникация - это общение, в котором передается информация, имеет существенный значение и личностный смысл. Коммуникация в общении - представляет собой процесс обмена информацией между участниками учебного процесса, протекающий в виде беседы, дисскусии, сообщения, доклада, лекции и Т.д.

Речь является как средством преподавания, так и учения. Речь учитель - образец для подражания учащихся, основное условие филологического и умственного развития.

Речь учителя - средство выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая речь, прежде всего, стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления учащихся могут осуществиться, если речь учителя удовлетворяет следующим требованием: 1) грамматическая правильность, 2) точность, 3) уместность, 4) экономичность, 5) оригинальность. Соответствующая стандартам грамматики речь позволяет правильно понять мысль собеседника.

Понятие о средстве обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельности учителя и учащихся наряду с другими компонентами

Помимо отображенных компонентов, необходимо произвести классификацию дидактических средств и обосновать в содержательном аспекте. Дидактические средства в образовательных учреждениях представляют собой систему тех материальных средств, которые используются в учебно­-воспитательном процессе для формирования у учащихся знаний, умений, навыков и управления их мотивационной и познавательной деятельностью. Систему дидактических средств целесообразно отразить в соответствии с традиционной классификацией по источникам познавательной информации, выделив следующие компоненты: учебно-методическую литературу; учебно-наглядные пособия; учебное оборудование; тренажеры; технические средства обучения; современные информационные средства обучения.

Схема классификации.

Охарактеризуем каждый компонент дидактических средств.

1) Учебно-методическая литература (учебники, учебные пособия, задач и упражнений, справочники, конспекты лекций) - является комплексным вербальным пособием, в котором предметы и явления действительности переданы посредством слов и знаков естественных и искусственных языков.

2) Учебно-наглядные пособия - это комплекс дидактических средств, которые способствуют формированию у учащихся точных и конкретных образов предметов и явлений действительности без помощи дополнительных технических устройств.

3) Учебные оборудования - комплекс оборудования, предназначенного для обеспечения качества проведения лабораторно- практических занятий и производственного обучения (производственная практика)

4) Тренажеры - это устройства, ориентирующие учащихся на верный ответ при переходе от изучения теории к практике, создающие возможность приблизить условия обучения к производственной обстановке.

5) Современные информационные средства обучения - это комплекс специальных информационных средств - ЭВМ, аудио, кино, видео, телекоммуникации, предназначенных для образовательных целей.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения, новых современных информационных средств обучения. В связи с этим современные средства обучения в образовательных учреждениях предполагают использование новых методов обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.