Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса. Национальное своеобразие воспитания




 

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника(ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.

Признаки и особенности воспитания:

• целенаправленность воспитательного процесса (конечная цель воспитаний – освоение социально-культурных ценностей общества и развитие всесторонней индивидуальности воспитанника);

• изменчивость и динамичность (педагог, как субъект педагогического процесса; воспитанник – развивающаяся личность, субъект многообразных отношений с окружающей действительностью);

• активность – процесс взаимодействия педагога и воспитанника происходит при активности обеих сторон, (по мере взросления и развития воспитанника его позиция как субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания в процесс самопознания, самовоспитания, саморазвития.);

• многофакторность – эффективность воспитательных воздействий зависит от того, в какой среде оно протекает;

• содержательность – определяется на основе поставленной цели и стратегических задач (формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности воспитанника);

• творческий характер - объясняется индивидуальной особенностью воспитанника в овладении культурой;

• квалифицированность – воспитание осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций и пр..

• индивидуальность – выражается в своеобразии личности воспитателя, его характере, отношение к воспитанникам;

• длительность - сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении и др.

Главные стадии процесса воспитания.

• Формирование сознания (осознание воспитанником требуемых норм и правил поведения). Вначале следует разъяснить, зачем необходимо то или иное поведение.

• Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни, это результат длительного воспитания.

• Формирование чувств. Без эмоций не может быть поиска истины. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

• Деятельность. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Принципы воспитания – это фундаментальные положения, в которых выражены существенные требования к его содержанию, методам, организации:

• общественная направленность воспитания,

• связь воспитания с жизнью, с трудом,

• опора на положительные примеры в воспитании,

• гуманизация воспитания,

• личностный подход,

• единство воспитательных воздействий.

Национальное своеобразие воспитания.

 

========

 

4. Система форм и методов, закономерности и принципы воспитания.

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника(ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.

Методы воспитания – это способы воспитующего воздействия педагога на воспитанника. Они зависят от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности, от воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др.

Классификации методов воспитания. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания: 1) методы воспитания сознания; 2) методы воспитания деятельности и поведения (общения); 3) методы стимулирования воспитания.

Формы воспитания - варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры.

Они различаются по следующим признакам:

• по целевой направленности;

• по позиции участников воспитательного процесса;

• по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Виды мероприятий: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу кому-либо, в том числе и самим себе. Виды дел: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера и другие формы коллективных творческих дел.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Виды игр: деловые, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Основные отличия:

- мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия;

- дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность;

- игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

существующие законы и закономерности процесса воспитания принято разделять на группы:

Первая группа обусловлена социальными условиями. Вторая группа законов и закономерностей обусловлена психическими законами, особенностями развития личности. Третья группа представлена закономерностями, которые отражают сущность самого педагогического процесса. Законы всех трех групп отражают специфику воспитательного процесса.

Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят: 1) общественную направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью; 3) опора на положительное в воспитании; 4) принцип гуманности воспитания; 5) личностный подход; 6) единство воспитательных воздействий.

=============

5. Понятие о воспитательных системах. Коллектив как объект и субъект воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.